Среда
Мф, 60 зач., 14, 35 — 15, 1—11
Тогда жители земли Геннисаретской, узнав Иисуса, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Господь со Своими учениками на лодке прибывает в землю Геннисаретскую и совершает множество чудес. Куда бы ни шел Христос, Он всюду творит добро. Жители того места оказались благороднее своих соседей-гадаринцев. Те умоляли Христа удалиться от них, эти просят о помощи. Они узнают Христа — очевидно, быв прежде свидетелями Его чудес. Кто знает имя Христово, не перестает обращаться к Нему. Если бы люди лучше знали Христа, они не пренебрегали бы Им, как это происходит повсеместно сейчас. Чем больше мы узнаем Христа, тем большего доверия исполняемся к Нему. И жители геннисаретские послали о Нем весть во всю окрестность ту. У Христа достаточно милостей для всех, и мы не должны присваивать их только себе. «Они, — сказано в Евангелии, — принесли к Нему всех больных». Если не любовь ко Христу, то любовь к себе и к своим близким привела их к Нему. Если бы мы искали для себя и для наших близких подлинного добра, мы искали бы прежде всего Христа. И они «просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись». Они приходят ко Христу с сознанием своего полного недостоинства и с несомненной верой в Его силу — подобно кровоточивой жене из этой же страны, исцелившейся от прикосновения к краю одежды Христа и получившей от Него похвалу за свою веру.
Хорошо нам прибегать к тем же спасительным средствам (например, к чудотворным иконам), к которым прежде нас столь успешно прибегали другие. Когда мы приемлем с верою слово Христово и исполняемся решимости жить в послушании Господу, мы прикасаемся к краю одежды Его.
«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Предание старцев заключалось в том, что пища, которой иудеи прикасаются не умытыми согласно обряду руками, оскверняет их. Фарисеи замечают сучок в глазу учеников, а Христос показывает им бревно в их собственном. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» Те, кто проявляет наибольшую ревность в хранении человеческих установлений, часто обнаруживают наибольшее небрежение в хранении Божиих заповедей. И Господь в качестве примера приводит нарушение ими пятой заповеди. «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою». Заповедь Божия о почитании родителей — благословение Божие двумя руками — на жизнь земную и вечную. «Да благо тебе будет и да долголетен ты будешь на земле». И потому отказ от заботы о них — своего рода их злословие. Отвергая мольбу родителей о помощи, иудеи говорили, что все, что они могли оторвать от себя и от своих детей, они уже положили в сокровищницу Храма. Они уже принесли это в дар Богу, и их родители не могут теперь ни на что рассчитывать. Таким образом упразднялась заповедь Божия о почитании родителей. Плохо, когда нарушается заповедь Божия, но учить других нарушать ее, как это делали книжники и фарисеи, несравненно хуже.
«Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». Сердцеведец Господь смотрит не на внешнее человека, а видит что есть в человеке. И лицемерие — грех, который Он больше всего ненавидит. Устами своими лицемер чтит Бога, изображает любовь к Нему, но в сердце его нет любви. Вся вера его — только труд языка. Он говорит одно, а думает о другом. Чисто человеческие предписания, облеченные в форму религии, — напрасный труд. Не от Бога их слова исходят, и не к Богу обращены. «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Богу они угодить не могут, и пользы не принесут ни себе, никому. Если почитание Бога не в духе и истине, оно — ничто.
И далее мы слышим слово Спасителя к народу. Смиренный Господь обращается к тем, на кого гордые фарисеи смотрели с презрением. Фарисеи, исполненные самоправедности, не желают ничего слушать, и Господь оставляет их. А простые люди, хотя они и немощны, смиренным сердцем внимают Господу. «Слушайте и разумейте», — говорит Господь. Мы должны приложить все усилия, чтобы то, что Он говорит, было понято нами. Не учеными только богословами, а нами, простыми людьми. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Царство Божие — не пища и питие (Рим. 14, 17). Мы оскверняемся не пищей, которую мы едим неумытыми руками, а словами, которые произносим из нашего неосвященного сердца. Не ученики Христовы оскверняют себя тем, что они едят, а фарисеи оскверняют себя — тем, что они говорят. Христос выносит им суровый суд, потому что по существу они выступают как враги Божии. Бывают времена, когда меч истины должен обратиться острием своим против упорствующих во лжи. Мы знаем, что мы должны ненавидеть грех и любить грешника, но иногда любовь должна облечься в эту суровость Спасителя, чтобы искоренить зло. Невозможно быть постоянно любезными с сознательными лжецами — за счет Божией истины. Христос дает совершенно ясно понять, что оскверняет нас на самом деле. Речь идет о хранении чистоты, без которой никто не увидит Бога.
Протоиерей Александр Шаргунов