Седмица 1-я по Пятидесятнице. Вторник
Мф, 10 зач., 4, 25—5, 13
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Христос проповедует благую весть Царства Небесного, пришедшего на землю, Царства благодати и славы. Никто никогда не говорил так, как Он. Христос — Превечное Слово, через Которое Бог в последние дни говорил с нами. Когда был дан закон, Господь сошел на гору. Теперь Он восходит на гору. Тогда Он говорил в громе и молниях, теперь — тихим кротким гласом. Тогда народ должен был стоять поодаль, теперь — приглашается подойти поближе. Господь учит Своих учеников, чтобы они могли научить других. Его взор обращен на множество идущего со всех сторон народа — в надежде, что все услышат Его. «И Он, отверзши уста Свои, учил их». Христос учит и не отверзая уст Своих — всей Своей жизнью, и особенно в час, когда Он «яко овча на заколение ведеся». Но теперь Он отверзает Свои уста.
Христос начинает Свою Нагорную Проповедь с благословений. Ибо Он пришел в мир, чтобы благословить нас, как сказано в книге Деяний (Деян. 3, 26). Он говорит как власть имеющий, как Тот, Кто может дать благословение и вечную блаженную жизнь. «Блаженны… блаженны… блаженны». К кому относятся эти слова, и в чем заключается истинное блаженство? Все люди без исключения хотят, чтобы им было хорошо, — а иные даже вопрошают: «Кто явит нам благая?» (Пс. 4, 7) Неудивительно, что те, кто имеет ложные представления о счастье, никогда не достигают его. Общепринятое мнение толпы, что блаженны, счастливы — богатые и великие, и славные мира сего, те, кто жирно едят и сладко пьют, и правят всеми. Господь наш Иисус Христос пришел, чтобы все перевернуть, поставить с головы на ноги, потому что все перевернул грех. Он хочет дать нам истинное понятие о смысле жизни. И все приходящие к Церкви должны с самого начала направить себя по истинному пути. Пусть не унывает никто, как бы он ни был немощен и нищ. Это зов ко всем человеческим душам сладчайшей Христовой любви. Это Новый Завет между Богом и человеком. Мы должны знать, что ждет от нас Бог и что мы ждем от Него. Путь к вечному счастью для человеческого рода открыт, и все что совершается в мире, может быть этим путем для любящих Бога.
«Блаженны нищие духом» — первая заповедь блаженства. Потому что Христос обнищал от Своей небесной славы, да нас обогатит. Нищие духом — это те, кто ни во что ставит богатства этого мира, кто сознает, что они не имеют ничего, кроме того, что Бог им дает — по дару Своей безмерной любви. Их есть Царство Небесное. Царство благодати состоит из таких. Царство славы принадлежит им. Это первая заповедь блаженства заключает в себе все остальные и, по слову святых отцов, является основанием всей христианской жизни.
Потому «блаженны плачущие» — плачем покаяния о своих грехах и плачем сострадания к страждущим. Сеющие слезами радостью пожнут. Они будут утешены Утешителем Духом Святым. И Бог отрет всякую слезу с очей их.
«Блаженны кроткие», потому что они научились кротости и смирению у Христа. Они наследят землю — ту новую землю и то новое небо, которые принадлежат Вседержителю.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды» — той правды, которую пришел исполнить Христос. Они насытятся, потому что душа человеческая ничем не может насытиться, кроме как Богом.
«Блаженны милостивые», потому что блаженнее давать, чем принимать. Это блаженство быть причастным милосердию Божию, радующемуся вместе с Ангелами о возвращении всякого блудного сына. Это блаженство быть под покровом обнимающей всех молитвы Христа на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Это блаженство прощать имеет только один предел — отказ быть прощенным.
«Блаженны чистые сердцем» — подлинное христианство заключается в чистоте сердца. Все, что исходит из неочищенного покаянием сердца, оскверняет человека. Но там, где покаяние, его наполняет Своей чистотою Христос. «Сердце чисто созижди во мне, Боже», чтобы я мог видеть Тебя и следы Твоего присутствия всюду, где Ты есть.
«Блаженны миротворцы» — те, кто участвует во всех духовных сражениях вместе со Христом, пришедшем убить вражду и возвестить на земле мир и в человецех благоволение. Они нарекутся сынами Божиими вместе с Сыном Божиим по дару Его.
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». «Так гнали и пророков, бывших прежде вас», — добавляет Христос. Так гнали древних мучеников, говоря: «Вам не должно быть», возжигая из них живые факелы или отдавая их на растерзание диким зверям. Так гнали новых мучеников и исповедников российских. «Радуйтесь и веселитесь, — провозвещает Христос, — ибо велика ваша награда на небесах». Заповеди блаженства — изображение всего пути Христа в Его восхождении ко Кресту, которым прииде радость всему миру. Научаясь этим заповедям, христиане становятся солью земли. «Вы — соль земли, — говорит Христос. — Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Нет возможности восстановить несоленую соль. Как человек без разума и без сердца, так христианин — без благодати. Без заповедей блаженства жизнь человечества, как пища без соли, теряет вкус, делается пресной. Христиане брошены Богом в жизнь человечества, как бросают крупицы соли в пищу, чтобы человечество не было отвергнуто Богом. Для чего нужна вера, почему надо жить по этим заповедям? Чтобы узнать благодать и обрести хороший вкус, чтобы жизнь обрела красоту, и смысл, и радость даже среди скорбей и гонений, даже в старости и в смерти. Если же соль потеряет свою силу, если христиане утратят благодать, вкус Бога, они будут ни на что не годны, и мир будет прав, выбросив их вон, на попрание людям.
Протоиерей Александр Шаргунов