ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ

Седмица сырная. Понедельник

Лк, 96 зач., 19, 29—40; 22, 7—39

И когда Иисус приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Господь послал двух Своих учеников с поручением: «Пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите». Мы являемся свидетелями предведения Господа, Который знает во всех подробностях то, что произойдет. Господь имеет власть над всеми созданиями. Он посылает Своих людей отвязать и привести к Нему чужого осла. Все сердца человеческие — в руке Господней. Он может оказать влияние на тех, кому принадлежит осел, чтобы они отдали его, как только им скажут, что Господь нуждается в нем. Ученики сделали так, как Господь повелел им. Заповеди Христовы существуют не для того, чтобы подвергать их сомнению, но чтобы повиноваться им. И всякий, кто искренне послушен им, никогда не разочаруется и не постыдится.

«И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса». Проповедуя словом и делом Царствие Божие, наш Господь Иисус Христос исходил много пыльных дорог, изнемогая от усталости. В Его обычае было ходить пешком из Галилеи в Иерусалим. И только однажды в Своей жизни Он совершил торжественный вход во Святый Град. И это было тогда, когда Он отправился в Иерусалим, чтобы принять в нем страдания и смерть.

Его снаряжение по этому случаю было нищенским и обыденным, ибо Он был устремлен к славе Отца Небесного и равнодушен к славе этого мира. Он въезжает в город на молодом осле. Он идет с кротостью принять самые величайшие раны и поругания ради спасения всех. Он доступен всем, Его власть — в кротости и любви. Иго Его — благо. Царь Сиона приходит, восседая не на грозном скакуне, к которому не смеет приблизиться робкий проситель, не на мчащейся стрелою колеснице, за которой не может угнаться идущий пешком простой человек. Но на тихом ослике, так что беднейший из Его подданных может свободно подойти к Нему. И этот осел — не Его собственный. Господь проповедовал на воде из лодки Петра. В Пасху вкушал в принадлежавшей другому человеку горнице. И был погребен в чужом гробе. И сейчас Он восседает не на Своем осле. Однако все Ему принадлежит. Все видит Господь заранее во всех подробностях и являет Свою власть над человеческими душами.

У учеников не было седла для осла, и они возложили на него свои одежды. Перед нами — святое равнодушие ко всему материальному, когда этого требует Господь. Они предложили лучшее, что у них было, не боясь запачкать свои одежды. Все что у нас есть, наши одежды, мы не должны считать слишком дорогими, чтобы расстаться с ними ради служения Христу. Чтобы покрыть ими Его меньших — нищих и страдающих братьев.

Господь грядет обнажить Себя ради нас, ради всех. Его никто не сопровождает, только огромное море людское окружает Его, простой народ — и у кого-то готово сорваться с языка презрительное «толпа». Вот кто участвует в Христовом торжестве. Не много среди нас знатных и благородных, ибо Господь ценит людей за их души, а не за их звания, должности и имена.

И эта простая толпа делает все, что только может, чтобы прославить Христа. Люди постилают свои одежды на дороге, чтобы Он мог проехать по ним. Это свидетельство, что они признают Его своим Царем. Кто признает Христа своим Царем, должен все положить к Его ногам. И все земное — в знак любви к Нему. Как нам выразить нашу благодарность Ему? Какую честь сможем мы Ему воздать? Какою одеждою и какою багряницею, и какою плащаницею можем покрыть Того, Кто одевается светом яко ризою?

Когда Христос приблизился к Иерусалиму, Бог вложил внезапно в сердца множества людей, не двенадцати только Его учеников, «в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие они видели», в особенности — за воскрешение Лазаря. И толпы, которые шли впереди Него и следовали за Ним, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» Они приветствуют Его Царство: «Благословен Грядый во имя Господне». «Все народы назовут Его благословенным» (Пс. 71, 17).

Все начинается здесь. И все истинные последователи Его во всех веках присоединятся к этому торжеству и назовут Его благословенным. Таков подлинный язык веры. Хорошо нам сегодня и всегда говорить: «Благословен Бог наш», ибо в Нем — наше благословение. Хорошо нам следовать за Ним, благословляя Его, благословляющего нас.

Эти крики «Осанна!» — ожидание победы. Если они понимают ее как земное царство, велико их заблуждение. Пройдет немного времени, и они увидят, как Господь исправляет его. Быть Христовыми учениками значит всей душой, всей нашей молитвой желать наступления Его Царства. «Да приидет Царствие Твое», — повторяем мы в главной нашей молитве. И добавляем: «Осанна в вышних! Да будет имя Его превыше всякого имени и Престол Его — над всеми престолами земли. Хвалите имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!»

Ангелы и святые возносят славу Божию в вышине. Ангелы воспевают: «На земли мир» (Лк. 2, 14), святые отвечают: «Мир на небесах» (Лк. 19, 38). Как Ангелы радуются миру на земле, так мы радуемся миру на небесах. Мир — это полнота жизни. И эти толпы — напоминание о том видении, которое было тайнозрителю в Откровении: «После сего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр 7, 9). У тех были пальмовые ветви в руках и у этих — пальмовые ветви как символ победы и торжества. «И они восклицали громким голосом, говоря: спасение от Бога нашего!» (Откр 7, 10).

Одни исполнялись радости, другие — первосвященники и фарисеи — завистью и негодованием. Но Господь ни во что ставит надмение гордых и приемлет хвалу смиренных. Приносят ли люди хвалу Христу Богу или нет, Он будет, Он должен быть хвалим. «Если они умолкнут, камни возопиют», и будет звучать хвала Господу. Враги Христовы хотели бы заставить ее умолкнуть, но они не смогут добиться этого. Ибо как Бог силен из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых, так из уст младенцев Он может совершить хвалу.

«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца». И Господь посылает Петра и Иоанна приготовить пасху. При входе в город им встретится человек, несущий кувшин воды, и они должны последовать за ним в дом, в который он войдет. Господь учит их всецело уповать на водительство Промысла Божия и шаг за шагом следовать ему. Обыкновенность знамения — первый встречный, несущий кувшин воды, — напоминает другое знамение, данное о Рождестве вифлеемским пастухам — Младенец в пеленах, лежащий в яслях. Простота и обыденность знамений, в которых нет ничего чудесного, показывает, что Крестные Страсти Господа предусмотрены в Превечном Совете в мельчайших подробностях, и Господь знает и принимает их. Придя в дом, они должны сказать хозяину дома показать комнату, где Господь будет есть пасху со Своими учениками. Обратим внимание, что Господь дает распоряжение об этой комнате, а не просит ее. Петр и Иоанн пошли, встретили этого человека, нашли дом и комнату — так, как Господь сказал им, — и приготовили Пасху.

«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним». Мы слышим прощальную беседу Господа перед лицом Его Крестной смерти — с теми, кто будет основанием Церкви. «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». Господь знал, что эта пасха — преддверие Его Крестных Страданий, и потому желал ее — ради славы Отца Небесного и искупления человека. Он не будет больше есть этот хлеб и пить это вино здесь, пока не придет Царствие Божие. Это исполнилось, когда Христос, наша Пасха, стал жертвой за нас. И мы причащаемся Пречистого Тела и Крови Христа распятого и Воскресшего. И это исполнится, когда наступит вечная Пасха, пир небесной любви, в Царствии Божием. Этот Хлеб, ломимый ради нас, из-за наших грехов, дается как пища нам — всем алчущим и жаждущим правды. Мы должны принимать ее в воспоминание того, что Он сделал для нас, умерев за нас, и в напоминание того, что мы делаем, причащаясь Ему, соединяясь с Ним в вечном Завете. Это вино, эта Кровь Его под видом вина — цена Нового Завета и утверждение всех обетований Возлюбившего нас и Предавшего Себя за нас.

«И вот, рука предающего Меня со Мною за столом», — говорит Господь. Господь предается по Превечному Совету и предведению Божию, и вольно принимает Страдания. Но это не умаляет нашей ответственности: «Горе тому человеку, которым Он предается». И это — предупреждение всей Церкви. Участие за трапезой Господней не может быть гарантией хранения от неверности и апостасии. И вопрошание апостолов друг друга должно быть и вопрошанием каждого из нас: «Не иду ли я сегодня вслед Иуды?»

«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». Только что они спрашивали друг друга, кто из них будет предателем, а теперь — кто займет первое место. Как противоречиво и обманчиво сердце человеческое! Господь показывает им безумие этого соперничества. «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются», но быть подлинно добрым и делать добро — больше, чем выглядеть великим. Путь к истинному величию человека — в делании добра, в служении Богу и людям. Всем известно, что тот, кто восседает на трапезе, больше того, кто прислуживает. Но Господь являет Свое царственное достоинство в том, что Он является Слугой. Хотя в Евангелии от Луки нет описания умовения ног учеников Спасителем, как это мы находим в Евангелии от Иоанна, но здесь есть самое существенное. Служение, которое совершает Христос, — это отдача Им Своей жизни, это Кровь Его, изливаемая за спасение многих.

И Господь обещает, что те, кто пребудет с Ним во всех Его скорбях, будут царствовать с Ним. Бог не останется в долгу перед нами. Кто был причастником Его Креста, будет причастником Его славы. Мы знаем, какую немощь явили Христовы ученики, но Господь как бы закрывает глаза на это. Он не напомнит нам грехов, в которых мы принесли покаяние.

«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу». «Дай мне испытать их, — говорит сатана, — в особенности Петра, и я покажу, что они мякина, а не пшеница, сборище лицемеров, клянущихся в любви к Тебе». Сатана не может сеять их сквозь сито испытаний, пока Бог не попустит ему. Падение Петра будет большим, чем у всех. Но молитвой Господа, его вера не помрачится. И Петр будет обязан восстанию от своей неверности молитве Господа, а не своим силам. Здесь будет источник его дара утверждать братьев своих в вере, как и у всех апостолов. Когда человек узнает, как милостив к нему Господь, он может и других укрепить в той же надежде.

Петр исповедует решимость быть верным Христу, что бы это ни стоило ему: «Господи, с Тобою Я готов и в темницу и на смерть идти». Он верил, как и все подлинные ученики Христовы верят и искренне желают идти за Христом, какие бы испытания ни ждали их впереди. «Но Господь сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Христос знает нас лучше, чем мы знаем себя. И в этом наше спасение, потому что Он лучше нас знает, где придти к нам на помощь Своей благодатью. То, что написано о Господе, подходит к концу. Кто следует за Ним, должны идти Его путем. Они должны быть готовы к тому, что их враги будут теперь более жестокими по отношению к ним, чем раньше. И они должны позаботиться, чтобы обеспечить себя элементарной одеждой, пищей и защитой. Кто не имеет меча, тот узнает, как он необходим. Но главным оружием при нападении разбойников у учеников Христовых должен быть меч Духа Святого. «Христос пострадал за нас, и мы должны вооружиться той же мыслию» (1 Петр. 4, 1) — во всецелом предании себя воле Божией. Так уготовиться к испытаниям — лучше, чем продать одежду и купить меч. «Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно». Двух мечей достаточно для тех, у кого Бог является их мечом и щитом, помощью и защитой. «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его». Гора Елеонская — место Его молитвенного уединения и сокровенного общения с учениками. Ученики последовали за Ним. С самого начала, оставив все, они последовали за Ним (Лк. 5, 27—28). Поистине они пребыли с Ним в напастях Его. Никто не помышлял ни о предательстве, ни о бегстве. И мы призываемся, если на самом деле хотим быть Его учениками, последовать за Ним, куда бы Он ни пошел.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X