Седмица 2-я по Пасхе. Среда
Ин, 15 зач., 5, 17—24
Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Мы слышим ответ Господа на обвинение Его в разорении субботы. Он сказал им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Христос исповедует, что Он — Сын Божий, ясно называя Бога Своим Отцом. В тайне творения мира, промышления о нем и спасения его участвует вся Святая Троица. Тот, Кто все совершает, — Господь всего. И потому Сын Человеческий — Господин субботы.
Что же иудеи отвечают на защиту Христом Себя? «Еще более искали убить Его иудеи». За нарушение субботы и за то, что Он Бога называет Своим Отцом. Они изображают ревность о чести Божией и замышляют величайшее преступление против Бога.
Христос свидетельствует им, что Он равен Богу в силе и в славе. «Истинно, истинно говорю вам», — и это значит, что речь идет о страшных и великих, и непоколебимых Божиих делах, которые Он творит. Но «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также». Так предан Христос воле Отца, что для Него невозможно творить что-либо отдельно от Него. Он — Исполнитель Совета Отча, Он знает все Его сокровенные замыслы. Он равночестен Отцу в делах, ибо что творит Отец, то творит также и Сын — с той же властью, с той же действенной силой.
«Отец любит Сына». В этом мире Христос встречается с человеческой ненавистью и равнодушием. Но Ему неизменно дается утешение Отчей любви. Отец «показывает Ему все, что творит Сам». Все, что творит Сын, — по водительству, по указанию Отца. И Он «покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь». Дела большей силы, чем исцеление болящих. Он воскресит умерших. И Сам воскреснет из мертвых.
Являя Свое равенство с Отцом, Христос выделяет те Свои дела, которые могут быть совершены только Богом. «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Во власти одного Бога — воскрешать мертвых и давать им жизнь. Воскрешение мертвых никогда не было в ряду обычных явлений естества и даже не приходило на мысль изучающим возможности сил природы. Это дело чисто Божественной силы. У Христа — мудрость и держава как у Бога. Он имеет ключи ада и смерти.
И «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Он благоволил совершить суд через Сына. Будучи нашим Творцом, Он может делать с нами все, как горшечник с глиной. Но мы видим Его безмерную милость. Бог во Христе примирился с миром и дал Своему Сыну власть приведения нас к вечной жизни. Книга жизни есть книга Агнца. Последний всеобщий Страшный Суд предан Сыну Человеческому. Оттого что Он умалил Себя, став Сыном Человеческим, — по воле Отчей, — Он Господь всяческих. Будучи Сыном Человеческим, Он — единосущен по естеству с теми, над кем Он поставлен. Христос часто называл Себя смиренно Сыном Человеческим, показывая, что Он — Начальник и Спаситель не одного только народа, а всего рода человеческого. «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца».
Мы должны чтить Сына, исповедовать, что Он — Господь и поклоняться Ему. Мы должны воздавать честь Тому, Кто принял бесчестие ради нас. «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». Поношение Искупителю нашему — поношение Отцу. В Крестных страданиях Господа, говорят святые, участвуют все лица Пресвятой Троицы. «Всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от диавола». «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, — говорит Христос, — имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
Быть христианином значит слушать, что говорит Бог. Но недостаточно только слушать, надо слушаться — веровать жизнью своей в Пославшего Христа Бога Отца. Тем, для кого Христос — путь, открывается уже здесь на земле вечная жизнь, благодать Пасхи, переход от смерти в жизнь. К Богу Отцу во Христе и Христом, Который от Себя не творит ничего, но творит волю пославшего Его Отца.
Протоиерей Александр Шаргунов