Вторник
Лк, 68 зач., 12, 42—48
Сказал Господь: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.
Господь говорит, что христиане всегда должны быть на страже в ожидании своего Господа. Он дает картину мудрого и неразумного домоправителя. На Востоке домоправитель обладал почти неограниченной властью. Он сам был рабом, но под его властью находились все другие рабы. Мудрый домоправитель верно управлял домом своего господина и его имением. А неблагоразумный раб сделал одну серьезную ошибку. Он думал, что в отсутствие своего господина он может вести себя так, будто его нет. Так свойственно нам разделять свою жизнь на две части. Одна — когда мы находимся в присутствии Божием, и другая — когда мы живем сами по себе. Между священным и профанным как бы проходит линия разделения. Но рано или поздно мы должны узнать, что такое на самом деле христианство. И что нет такой части жизни, где Бога нет. Что бы мы ни делали, это всегда происходит в присутствии Божием.
«Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?» — говорит Христос. И это относится особенно к служителям Церкви, которые являются домоправителями в доме Божием. Они поставлены Христом, их власть — от Христа. Их служение — раздавать чадам Божиим и рабам Божиим меру хлеба — слово Божие, молитву, таинства, в особенности евхаристию — в свое время, чтобы те не изнемогали от многих скорбей. В этом они должны явить себя верными и благоразумными. Верными своему Господу и верными своим пасомым. И мудрыми — ибо служители Божии должны отличаться рассудительностью и искусством, всегда отличающими истину от лжи, знающими, что вечная жизнь присутствует в каждодневных наших трудах. «Блажен раб, — говорит Господь, — которого господин его, придя, найдет поступающим так». Тот раб, тот служитель Христов, который не проводит время в праздности, кто занят деланием духовным, — богослужением, проповедью, пастырским попечением. Господь говорит о Своем благодатном посещении этого раба среди его трудов, о его смертном часе и о Своем Втором и славном Пришествии. «Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его», — говорит Господь. Служители Божии, получившие милость от Господа быть верными, сподобятся еще большей милости в день Господень. И ко всем Своим верным рабам обращается Христос: «Не бойся, малое стадо, ибо Бог благоволил дать вам Царство».
Никто не знает ни дня, ни часа, когда придет к нам Господь. Долгое путешествие Господина в этой притче — вся история Церкви от Вознесения Господня до Его Второго Пришествия. С самого начала Церковь не переставала ждать возвращения Господа, но с течением времени надежды многих ослабли. Сегодня мало кто говорит о Христе, и еще меньше — о Божественной внезапности Его прихода. «Да и придет ли Он вообще?» — говорят иные. Но какое страшное наказание ждет тех, кто окажется предателями и неверными.
Неверный раб скажет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой». Нет большего заблуждения, чем думать, что у нас еще много времени. Господь сказал: «Мне надлежит — а значит, и нам — делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4). О долготерпении Христовом «гнусные ругатели» говорят, будто медлит Господь, и от этого в уныние приходят слабые духом и воодушевляются враги Церкви. Решив, что Господь запаздывает, неверный раб злоупотребляет своей властью. Слово Божие замечает, что гонители народа Божия могут быть и в самой Церкви. Причем, нерадея о деле Христовом, они могут предаваться распущенности. Мало того, что они не исполняют как должно своего служения, они роскошествуют и пьянствуют, и грубо обращаются с теми, кого они должны питать, бьют, как сказано, своих слуг и служанок. «Смерть грешника люта», но особенно — для нечестивых служителей Церкви. Она внезапно придет к неверному рабу — «в час, в который он не думает». Господь по возвращении Своем «рассечет его и часть его с неверными положит». Он окажется во тьме кромешной, вне общения верных.
Господь говорит, насколько большим будет наказание для тех, кто знал свой долг и не исполнял его. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше». Кто не знает волю своего господина и делает что-либо, достойное наказания, будет бит, потому что ему следовало знать свои обязанности лучше. Но он будет бит мало — его неведение делает его поступок извинительным — частично, но не полностью. А знание долга усугубляет наш грех. В этом случае наказание будет более суровым. Грех — вдвойне грех для того, кто лучше знал. Наше поражение вдвойне обличает нас, если у нас были все возможности для победы. Совершение греха вопреки знанию заповеди свидетельствует о презрении грешника к воле Божией. Господь призывает всех к верности. Верность — это подлинная вера. Верность — это бодрствование, ибо ничто так не опасно, как ложная безопасность. Верность — это мужество. Верность — это любовь. Только подлинная любовь может все претерпеть, и не отчаиваться, что бы ни происходило. Полюбить на самом деле кого-то однажды — значит только ждать того часа, когда возлюбленный придет. Как открывает нам Апокалипсис: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20).
Протоиерей Александр Шаргунов