Четверг
Мк, 25 зач., 6, 30—45
Тогда собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, — отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
Апостолы возвратились после проповеднических трудов ко Господу и рассказали Ему все — и что сделали, и чему научились. Служители Церкви должны давать отчет Господу за все, что они делают, и за все, чему они учат. Пусть они не делают ничего и не учат ничему, кроме того, что относится ко Господу, и что можно потом повторить Ему.
Какую нежную заботу проявляет Господь о Своих учениках, видя их чрезмерную усталость! Он сказал им: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного». Самые деятельные служители Христовы не могут постоянно трудиться до изнеможения, но нуждаются порой в передышке. И Господь не только дает потребное «во упокоение немощи нашей и трудов многотрудныя плоти», но даже Сам напоминает о необходимости отдыха. Христос приглашает их в пустынное место. Ибо для отдыха требуется уединение. Он не предлагает им необыкновенные красоты природы, но покой пустыни. Он говорит, чтобы они отдохнули немного — только для того, чтобы собраться с силами для новых трудов.
Святые отцы говорят, что речь здесь идет также о покое пребывания с Богом. Никто не может жить по-христиански, не удаляясь от людей для общения с Господом. Чем больше наша душа получает в тишине и молчании, тем больше может она дать другим в деятельной жизни. Главная наша беда в том, что мы не даем Богу говорить с нами, потому что не умеем молчать и слушать. Но невозможно совершать Божие дело, не имея Божией силы. Где мы можем получить эту силу, кроме как в общении с Богом?
Но на этот раз отдохнуть апостолам не удается. Многолюдная толпа, теснящаяся вокруг Господа и Его учеников, так что и есть им было некогда, видит, как они отправляются на лодке в пустынное место, и бежит туда, опережая их. Высадившись на берег, они с удивлением обнаруживают, что весь этот народ ждет их. Что же Господь? Он «сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря». Так жаждут эти люди слова жизни, потому что их религиозные вожди не приносят им пищу, в которой они нуждаются, — у Израиля нет больше истинных пастырей.
Господь начинает говорить. И это длится долго, пока все не насытились. Христос — истинный Пастырь, Который нужен людям. Он утоляет голод слышания слова Божия, а также телесный голод. Но прежде чем дать людям хлеб, Господь насыщает их Своим словом. Чудо умножения хлебов, которое последует за этим, неотделимо от научения истине. Словом Господь собирает эти толпы в новый народ Божий. Церковь навсегда сохранила эту тайну в своей памяти. Евхаристия, которую мы служим, соединяет последовательно Литургию Слова и Литургию Хлеба.
Чудо умножения хлебов связано с событиями Священной истории. Час поздний, и место — пустынное. В таких же условиях совершал свой Исход народ Израиля, томимый голодом. А теперь — это народ, идущий за Христом. Ученики просят Господа отпустить народ, чтобы они пошли в окрестные селения купить себе хлеба. Но Господь думает иначе. «Вы дайте им есть», — говорит Он апостолам. Два подхода могут быть при виде нужды других людей. Одни говорят: «Пусть об этом позаботится кто-нибудь еще», а другие: «Я должен об этом позаботиться». Но то, что есть у учеников, — пять хлебов и две рыбы — слишком мало. Но Господь взял их и сотворил чудо. В руках Господа самое малое — всегда много. Как бы ни были малы наши возможности, нет причин для уныния. Если мы предадим все, что у нас есть, и всю жизнь нашу в руки Христовы, Он совершит невозможное чудо с нами и с другими людьми через нас.
Господь приглашает нас к участию в Своем небесном пире. Эта зеленая трава среди пустыни, где Господь угощает всех, и есть те пажити, на которые, согласно Псалму, Сам Бог-Пастырь ведет Свой народ, та трапеза, которую Он приготовил для нас в виду врагов наших (Пс. 22, 2, 5). «И сели рядами по сто и по пятидесяти» — и эти подробности неслучайны. Они означают организацию народа Божия в будущей Церкви. И пять тысяч, которые насытились, уже не просто толпа, а собранный воедино вокруг Христа новый народ.
Евангелие показывает, что значит изобилие плодов земных, о котором молится Церковь. В Своей безграничной щедрости Бог дает жизнь с избытком. Двенадцать полных коробов с остатками пищи — по числу двенадцати колен Израиля и по числу апостолов. Это значит, что совершилось не просто чудо, а сверхчудо. Теперь и другие народы могут насыщаться от Господней трапезы. Дар Божий не знает пределов ни на земле, ни в вечности.
Протоиерей Александр Шаргунов