Понедельник
Мк, 11 зач., 3, 6—12
Тогда фарисеи составили с иродианами совещание против Иисуса, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
Господь снова исцеляет в синагоге в субботу страждущего человека. И «фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его». Противостояние врагов Христовых нарастает — от обвинения в богохульстве — к заговору об убийстве. Казалось бы, Его милосердие должно бы было пробудить у них любовь к Нему, а чудеса, которые Он совершал, — веру в Него. Вместо этого мы слышим: «Он должен умереть». «Но Иисус с учениками Своими удалился к морю». Господь оставляет это место, научая нас в бедственные времена не пренебрегать собственной безопасностью. Прежде чем вступить в открытое сражение с духовными вождями Израиля, Христос должен был удаляться из синагог. Но это не был уход человека, который боится встретиться с сильным врагом. Его час еще не пришел. Ему надо было еще многое сделать и сказать, прежде чем наступит время последнего противостояния. Христос оставляет синагоги, и останавливается на берегу моря под открытым небом. «И за Ним последовало множество народа». Люди идут со всех сторон, преодолевая огромные расстояния, чтобы только увидеть Его и услышать Его. Одни исполнены такой ненависти ко Христу, что изгоняют Его из своей страны, а для других Он столь дорог, что они идут за Ним, куда бы Он ни пошел. Что заставляло их так поступать? «Услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве». Одни желали увидеть Того, Кто совершает великие чудеса, другие — надеялись, что Он совершит чудо и для них. Узнавание, что сделал Христос с другими людьми, и что Он доныне делает, не может не влечь нас к Нему. «Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его». Вот для чего посылаются нам болезни — чтобы мы начали искать Господа и шли к Нему как к Врачу душ и телес наших.
Они бросались ко Господу, каждый стараясь быть как можно ближе к Нему, чтобы первому получить Его помощь. Больные и одержимые бесами не только ждали, когда Он коснется их, но сами бросались к Нему, чтобы коснуться Его. Нам показано, с одной стороны, как велика власть темных сил над родом человеческим. А с другой стороны, эти люди чувствуют, что бесы не могут находиться в присутствии Христа, и потому устремляются к Нему.
«И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его». Атмосфера становится все более напряженной. Наплыв народа напоминает военное наступление. Господь окружен со всех сторон. Он тесним толпой, явно ищущей, прежде всего, земного, и должен поэтому обороняться. Он резко одергивает бесов, заставляя их замолчать. И с помощью Своих учеников удаляется на некоторое расстояние от толпы, осаждающей Его. Маленькая лодка, в которую Он садится, — Его убежище. Лодка — образ Церкви. В день Вознесения Господь даст ученикам заповедь: отступить немного от земли, не разлучаясь с ней. На самом деле эта толпа, не понимающая ничего в служении Христа, может располагаться в лагере тех, кто противостоит Ему. Это противостояние не такое сознательное, как у фарисеев, но оно так же реально. Эти люди во многом напоминают тех, кто будет приветствовать Господа при входе в Иерусалим накануне Его Крестных страданий! Разочарованные в своих ожиданиях, они сменят приветствия: «Осанна!» на крики: «Распни Его!» Господь видит это, но Он удаляется к морю не для того, чтобы отослать ни с чем народ, который грубо теснит Его. Он принял всех милостиво, и дал им то, ради чего они пришли к Нему. Никогда Он не сказал ни одному человеку, настойчиво искавшему Его: «Напрасно вы приходили ко Мне». И как при входе в Иерусалим, Он обещает дать всем несравненно лучшее, чем они просят.
Можно задать вопрос: почему Христос так строго запрещал говорить о Себе? Причина была очень простая и очень серьезная. Он был Мессия, Христос, Помазанник Божий, но Его помазанничество совершенно отличалось от того, чего ожидал народ. Для Господа это был путь служения, жертвы и любви, завершающийся Крестом. В представлении народа Мессия должен был быть победоносным царем, который со своими мощными армиями сокрушит римлян и установит владычество иудеев в мире. Потому, если теперь весть о том, что Мессия пришел, распространится повсюду, с неизбежностью последуют бунты и восстания, особенно в Галилее, где народ был всегда готов пойти за национальным вождем. Для Господа помазанничество — это жертвенная любовь, для народа — иудейский национализм. Потому прежде провозглашения Своего помазанничества, Господь должен был просветить народ истинным знанием, что оно значило. На этом этапе ничего, кроме вреда, смятения и крушения, весть о явлении Мессии не принесла бы. Ничего, кроме бессмысленной войны и жестокого кровопролития не произошло бы. Преждевременное извещение о Его приходе в мир было бы покушением на все Его служение спасения рода человеческого.
Господь исцелил многих. И духи нечистые были побеждены. От Его приближения они падали пред Ним, желая отвратить Его гнев. Совершая эти великие чудеса, Христос не ищет славы Себе. Дела, которые Он творит, свидетельствуют о Нем. Весть о них распространяется повсюду и прокладывает к Нему дорогу даже для самых очерствелых сердец.
Протоиерей Александр Шаргунов