Слово в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В этот день по обычаю церковному мы совершаем молитву о упокоении всех воинов православных, живот свой за веру и отечество на поле брани положивших. И призываем Предтечу в заступники нашей молитвы. Мы знаем из Писания, как ученики Христовы приступили к Нему и сказали: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». Нам ничего неизвестно о том, как молился Предтеча, как он учил своих учеников молитве, но мы знаем, что благодаря этому обращению апостолов ко Христу, благодаря тому, что они видели, как молится Предтеча, из уст Самого Господа была дана всему роду человеческому единственная из всех молитв — молитва Господня. Больше ничего неизвестно нам о молитве Иоанна. Но оттого что он молился в пустыне и в темнице, и оттого что Господь внял просьбе Своих учеников, нам дано произносить слова Самого Спасителя. Когда молитесь, говорит Он, молитесь так: «Отче наш, сущий на небесех». Только властью Возлюбленного Единородного Сына Божия, на Котором Предтеча Иоанн увидел Духа сходящего и пребывающего, дается всем уверовавшим во Христа, исповедовать Бога Своим Отцом.
Только Христос, Сын Божий, мог произнести эти слова: «Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему». И только Он мог сделать так, чтобы эти слова стали правдой для всех нас. Предтече дано было услышать Отчий глас и увидеть Духа Святого, сходящего на Сына Божия, но ему не было дано произнести эти два слова «Отче наш». Но каждый из нас, меньший его, благодаря подвигу его молитвы сподобляется этого дара. Надо, чтобы мы научились произносить эти слова как самые главные слова нашей жизни, как самую главную молитву, как самую большую правду, которая нам известна. Для этого вся наша жизнь должна соответствовать молитве, которую мы совершаем. Правда молитвы рождается, когда есть правда слова, которое мы произносим, и правда жизни, как это было у Предтечи.
В Евангелии сказано, что он не совершил никакого чуда, но все что он говорил о Христе, было истинно. Это самое величайшее чудо. Ему дано было видеть Агнца Божия, вземлющего грех мира, безгрешного Господа, который несет на Себе тяжесть всех грехов человеческих. Он был приобщен этой правде, это было предметом его созерцания и денно-нощных молитв в пустыне, где он провел всю свою жизнь. Да, он был праведник, как никто другой, из рожденных женами. Но в его молитве была скорбь человека, погибающего в грехах. И покаяние, благодаря которому он делается способным принять дар спасения и воззвать ко всем: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Это одна правда молитвы Иоанна Предтечи. А другая — та, что благодаря этой правде он понимает нужду самого простого человека, самого скромного, незаметного, которого не принимают в расчет. Мы помним, как он обращается к мытарям, всеми презираемым, к воинам, когда они спрашивают: «Что нам делать?» Он не говорит им ни о каких высоких откровениях, но о том, чтобы они жили по правде, которая доступна их совести. И он знает, что за простоту и верность этой правде Господь откроет им полноту Своей благодати.
И еще одна очень важная правда молитвы Предтечи, на которую мы не можем не обратить внимания. Он принял смерть за мужественное обличение зла. В памяти всего человечества он — тот, кто больше всех ненавидел зло, потому что больше всех любил добро, больше всех любил Господа и воспринял Его Крест, прежде чем наступила Голгофа. В том сражении, где Предтеча был убит, все мы принимаем участие. По мере того как история человечества близится к развязке, становится очевидно: то, что произошло с Предтечей, имеет более чем пророческое значение. Не зря Спаситель сказал, что он пророк, и больше, чем пророк.
Он был убит теми, кто хотел беспрепятственно грешить, не испытывая никаких затруднений. В конце концов, духовная война включает в себя все остальные войны. Кто еще сомневается в этом? Последние события мировой истории сводятся к уничтожению того, что является совестью мира, к войне против Церкви, чтобы установилось царство «человека беззакония», антихриста.
Воины, о которых мы молимся в этот день, скорее всего, не сознавали, в какой войне дано им сражаться, но они хранили правду, о которой говорил Предтеча, призывая всех к покаянию. И они были обращены своим взором к главной правде, не достигая еще, может быть, благодати Христовой. И эта правда делает их причастниками подвига Предтечи, потому что воистину нет больше любви, чем кто душу свою положит за друзей своих.
Протоиерей Александр Шаргунов