Слово на евангельское чтение в Неделю 4-ю по Пасхе
Ин, 14 зач., 5, 1—15
Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Сегодняшнее Евангелие — об исцелении расслабленного человека, который был болен в течение тридцати восьми лет. Слово Божие обращает наше внимание на время, когда совершилось исцеление. Это был праздник иудейский, то есть Пасха, праздников праздник. Христос приходит в Иерусалим на праздник. Праздник Божий — великий дар Божия добра.
Множество людей со всех концов страны и обращенные из разных стран собирались на праздник, чтобы прославить Бога. Когда люди внутренне устремлены к Богу, Бог открывает им ум для Божия света и милосердия.
Это было на Овчей купели в Вифезде, что значит «дом милосердия». Ибо здесь являлось милосердие Божие к больным и отчаявшимся людям. Не для того ли существуют на свете все Божии храмы? Что стало бы с миром, в котором столько несчастья, если бы не было в нем этих домов милосердия!
Овчая купель — прообраз Пастыря Великого, приносящего Себя в жертву за словесных овец. Пять притворов в ней — напоминание о пяти ранах Его, которыми Он дарует нам исцеление. Ангел Господень время от времени сходил с небес и возмущал воду, как вестник схождения к нам Спасителя. Закипание воды от небесного прикосновения — прообразование великого освящения крещенских вод. Всякий раз, когда в храмах совершается освящение воды, священник с молитвой погружает в воду крест, приводя ее в движение, и она становится целебной.
Евангелие говорит нам, что первый входящий в воду получал исцеление, какая бы ни была у него болезнь. Тот, кто первый сходил в купель, а не тот, кто медлил и приходил с опозданием. Время от времени Господь дает нам возможность коснуться чуда, которое никогда не повторится.
Кого же Христос избирает для исцеления? Того, кто болел дольше всех, и чья болезнь была особенно тяжкой. Много было болящих в Вифезде, но Господь остановил Свой взор на одном, самом беспомощном. Сколько раз отделял его один шаг от целебной воды, но всякий раз кто-нибудь опережал его. Невозможно никому преодолеть этот принцип жизни, вернее, смерти — «каждый за себя». Только Христос совершает победу над грехом и смертью и утверждает принцип новой нетленной жизни. И научает ему всякого верующего в Него.
Расслабленный человек уже был, наверное, близок к отчаянию, но продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. Нам открывается, что первый — это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему первому приходит Христос Бог. И Он немедленно исцеляет его словом. «Встань, возьми постель твою и ходи», — говорит Он расслабленному.
Что же иудеи? Они набрасываются на исцеленного, говоря, что закон запрещает делать это в субботу. «Кто этот Человек?» — гневно спрашивают они. Исцеленный был не в состоянии дать им ответ. Он знал, что его коснулось самое подлинное добро, какое только есть на свете, но у него не было ясного понятия об Исцелителе. Он не знал ничего о Христе, принимая Его дар.
Христос совершает много милостей и для тех, кто не знает Его. Он просвещает, укрепляет и утешает нас, избавляет от тысячи бед, а мы не знаем, кто Он. И Господь удаляется от нас, как удалился Он на время от исцеленного расслабленного.
Где же этот человек снова находит Христа? Христос пошел в храм, и получивший исцеление пошел в храм. Он пошел в храм, потому что из-за своей болезни так долго не был в нем. Может быть, он не был в храме в течение всех тридцати восьми лет. Вот признак истинно глубокой души. Первое место, куда он идет, — в храм, к Богу. И встречает там живого Христа Бога.
«Вот ты выздоровел, — говорит ему Христос, — иди и не греши, да не горше что тебе будет». Так свойственно нам, когда мы в беде, в болезни, когда оставляет нас благодать, обещать много, смиряя свою душу молитвой и постом. Получив милость от Бога, мы стараемся какое-то время жить по слову Христову, а затем снова постепенно обо всем забываем. Господь предупреждает об этой опасности: «Да не горше что тебе будет». Господь знал, что этот человек, пережив тяжкое наказание за грех, страшился греха. Однако горшее придет к нему, если он будет грешить после того, как получил такое избавление.
Мы получили большее избавление, чем кто-либо, — в Пасху Господню мы вкусили вечную жизнь. И мы знаем, какой дорогой ценой нам это дано — за исцеление расслабленного, за все добро, какое Господь делал людям, иудеи приговорили Его к смерти как разорителя субботы. Но Его смерть открывает бесконечно большее чудо всему роду человеческому — Воскресение.
«Встань и ходи», — говорит каждому из нас воскресший Христос. После Пасхи Господней, когда мы ликовали, скача и хваля Бога, подобно тому, как Богоотец Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, будем ходить, не колеблясь, твердо стезями Его.
Протоиерей Александр Шаргунов