Для чего живут люди

Слово в день Рождества Иоанна Крестителя

Святая Церковь из всех святых выделяет особыми праздниками дни рождения только Божией Матери и святого Иоанна Предтечи. Это потому, что Пресвятая Дева, став Матерью Сына Божия, сделалась превысшей всех тварей: «Честнейшею херувим и Славнейшею без сравнения серафим», а о великом Предтече Своем Иоанне Сам Господь свидетельствует, что нет никого более его из рожденных женами. Но этот праздник говорит и о радости рождения каждого человека. «Жена, когда приходит срок ее, терпит скорбь, но потом не помнит себя от радости, потому что человек родился в мир». В этих словах Спасителя мы слышим радость Самого Бога, которая встречается с радостью родительской. И нам открывается тайна рождения человека. Бог-Творец через людей дарует новую жизнь, и родители призываются быть соработниками Бога, сотаинниками Его. Звание родитель­ское — священно, оно идет от Отца всяческих.

Мы знаем, что у умных и талантливых родителей могут быть неумные, неодаренные дети. Даже у родителей добрых и честных, бывает, рождаются дети злые и бесчестные. Но не бывает такого, чтобы дети родительских молитв были без сугубого благословения Божия. Все Священное Писание, вся история святости, Сама Божия Матерь убеждают нас в этом. Есть особое, таинственное избрание: «Радуйся, от утробы матерния очищенный», — поем мы в акафисте святителю Николаю, и изумляемся преподобному Сергию, который во чреве матери трикратным возглашением восславил Бога. Но мы знаем также и другое: святитель Григорий Двоеслов рассказывает о ребенке, который непрерывно ругался черными словами и умер в судорогах на груди отца, пораженный внезапным ужасом. Блаженный Августин, который написал семь проповедей на рождество Предтечи, все время повторяет, что святой Иоанн — больший из всех рожденных женами, потому что он — сын самых горячих родительских молитв и самого подлинного целомудрия. В день рождения величайшего по Божией Матери праведника, мы должны напомнить себе, что будет в человечестве рождение самого беззаконного из всех, когда-либо рожденных женами человека. Святитель Феофан Затворник говорит, что антихрист будет в беззаконии зачат, в беззаконии родится и будет, живя пребеззаконно, находить все вдохновение своей жизни в вовлечении в беззаконие наибольшего числа людей. Нечеловеческая жестокость, способность убивать собственных, еще не рожденных детей, и разврат, поражающий глубины души, обращенность духа к диаволу в антимолитве — вот тайна рождения антихриста.

Постараемся как можно глубже проникнуть в смысл нашего праздника. Рождение Предтечи — плод денно-нощных молитв в течение всей жизни святых его родителей и молитвы, которую священник Захария совершил в тот день, когда вошел один в присутствие Бога, во Святая Святых. Мы предстоим здесь перед тайной рождения человека. Захария молится перед золотым престолом, перед Богом, принося Ему благоуханное кадило, и народ в это время стоит в ожидании, молясь о самом главном: о пришествии Мессии, Христа. Но даже в эти минуты Захария думал о своем личном горе, о том, что не дает ему Бог детей, о своем отвержении от Бога, и молился. И вот архангел Гавриил является ему, как позднее явится он Деве Марии. Две первых главы в Евангелии от Луки — как бы предисловие к Евангелию. Перед нами — созерцание общего замысла Божия о человечестве, начиная с младенчества Иоанна и Иисуса. Слово Божие ведет нас к невидимой тайне единения между небом и землей, где присутствие Духа Святого и сокровенная радость всех, и небесные вестники — архангел Гавриил и те, кто поет «Слава» Младенцу, родившемуся в Вифлееме. Нам открывается на этих страницах встреча в доме Захарии двух нерожденных еще младенцев, о которой столь часто, почти каждый день, напоминает нам святая Церковь в евангельском чтении: «Во дни оны, восставши Мариам, иде в горняя со тщанием». И мы слышим здесь две вдохновенные молитвы: «Величит душа Моя Господа» Божией Матери, которую мы воспеваем в храме вместе с «Честнейшую херувим» каждый день, и гимн радости праведного Захарии: «Благословен Господь Бог наш, посетивый люди Своя», который мы стихословим только Великим постом, но который, кажется, должен бы звучать гораздо чаще, потому что эти две молитвы перекликаются друг с другом, как младенец Иоанн во чреве праведной Елисаветы с Богомладенцем Иисусом. Как только имя «Иоанн» было дано отцом, отверзлись уста Захарии, и он исполнился Духом Святым, и стал пророчествовать. Он не может ограничиться только личной радостью, такой необыкновенной и такой неожиданной, радостью обретения сына. Эта отцовская радость велика, но еще более высокая радость — та, которая рождается от благоутробного милосердия Божия к человеку.

В этом буквально благоутробном милосердии снова с особой силой прорывается тайна соединения Божественной и человеческой любви в благословенном чадородии. Захария трепещет от радости: из дома Давида, от семени Авраама, в котором «благословятся все народы земли», Бог обещал Спасителя. И мы сегодня входим в эту благодать, зная, что это о нас ликует Захария, что это спасение нам: это нас спасет Господь от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, и это мы призываемся служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей. «Благословен Бог наш» — таким радостным восклицанием Захарии начинаем мы свои богослужения, и всегда звучит эта молитва хвалы человека, который благословляет Бога. Но прежде Бог дает Свое благословение. Это благословение Божие и действие благодати бесконечно превосходят все слова, ибо благословение со стороны Бога относится к тайне творения. Когда Бог говорит, является что-то совершенно новое — даруется жизнь. Святость, о которой возвещает Захария, принадлежит Богу, она — сама Его Божественность. Тайна человека и его рождения заключается в том, чтобы соответствовать совершенно Богу, соединяться с Тем, Чье имя — Любовь.

По видимости мы присутствуем в семейном собрании вокруг родившегося по милости Божией младенца Иоанна. В действительности история мира повернулась в новый век, в новую эпоху. Все, кто связан с этим событием, присутствуют здесь — смиренные и праведные Захария и Елисавета, новорожденный Предтеча Иоанн, Пречистая Дева Мария. И Господь Иисус Христос, Сын Божий, присутствует во чреве Марии. Времена Нового, иного Завета открываются. Иоанн был не только Предтечей Христа — он стал, он является предтечей каждого христианина. «Да не ктому чадо тела будет, но чадо Твоего Царствия», — молится священник о каждом новокрещаемом. Святой Предтеча еще до своего рождения и всей своей жизнью учит нас о незаменимом ничем, о едином на потребу. Он весь — взгляд, обращенный ко Христу, к Слову Божию и Агнцу Божию нераздельно. Иоанн — больший из всех, рожденных женами, потому что обладает тайной рождения и жизни человека. «Ему надо расти, —  говорит он о Христе, —  а мне умаляться». То же самое апостол Павел выразит другими словами: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Смысл рождения человека в том, чтобы устремляться ко Христу Богу, становясь богом по благодати, или к антихристу, чтобы расчеловечиться, становясь скотом или бесом. Где мы, где наши дети? «Что отроча сие будет?» Как молимся мы, как заботимся о христианском возрастании их? Что ждет нас впереди, на земле и в вечности?

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X