Слово на чтение пророка Исаии в пятницу 2-й седмицы Великого поста
Трудные времена переживает наше Отечество и наша Церковь сегодня. Но что бы ни происходило, мы должны уповать не на собственную силу, а на силу Христа Бога. Об этом напоминает нам слово Божие в пятницу второй седмицы Великого поста. Как бы ни торжествовали враги, не должно быть чувства безнадежности. Богу все возможно. Как татаро-монгольское иго, как польско-литовская агрессия, как фашистское нашествие, когда, казалось, все кончено с Россией, внезапно рассыпались, так сегодняшнее иго «золотого тельца» и нашествия лжи на Россию расточатся только силой Божией. Эта сила действовала, как показывает нам сегодня пророк Исаия, еще до пришествия в мир Спасителя. Тем более раскрылась она после завершения Им Своего служения.
Посмотрите, как это происходит за несколько столетий до Рождества Христова. Перед нами намерение союзных войск завоевать Иерусалим. Они неоднократно предпринимали безуспешные попытки осуществить свой замысел. Но вот, на второй или третий год правления Ахаза, несмотря на его военную мощь, Бог предал его врагам его, потому что во святом граде стало утверждаться идолопоклонство. Иерусалим был осажден, и Ахаз пришел в смятение перед приблизившейся угрозой: «И всколебалось сердце его, и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу». Этот страх был порожден сознанием вины и слабости их веры. Они вступили во вражду с Богом, и теперь не знают, как обрести Его благоволение.
Но Бог являет милость к царю — ради отца его Давида и ради страждущего народа. Господь повелевает пророку Исаие и его маленькому сыну Шеар-ясуву идти навстречу Ахазу. Имя Шеар-ясув означает «остаток спасется». Сын пророка был назван так для утешения народа Божия, оказавшегося плененным, во уверение, что он непременно вернется из плена. Сам Господь влагает слова в уста пророка, который испытывает затруднение, как донести благую весть для этого маловерного человека. Бог делает это ради укрепления верных чад Своих. Пророк должен развеять их страхи: «Будь спокоен и не страшись». Мужайся, и да крепится сердце твое. Господь учит их презирать врагов — не в гордости, не в уверенности в своей безопасности, но в вере и всецелом уповании на Бога. Ахаз, убоявшись, называет их великими мудрыми князьями, каждый из которых превосходит его своей силой. «Нет, — говорит пророк, — они две дымящиеся головни». Они исполнены ярости и сжигаемы ненавистью. Их союз друг с другом делает каждого из них еще ужасней, подобно тому как два горящих обрубка, соединенные вместе, вспыхивают с большей силой. Но они всего лишь дымящиеся головни, уже догорающие. Их сила уже угасает. Ты можешь безбоязненно наступать на них и попирать их. Пророк должен уверить Иерусалим, что замысел этих великих армий, как они называют себя, обречен на провал. Без всякого внешнего повода они идут войной, говоря: «Завоюем эту землю, разделим ее на части». Они так уверены в своем успехе и безнаказанности, что заранее делят добычу — еще не захватив ее. Сам Бог говорит, что эти попытки тщетны. «Так говорит Господь Бог: это не состоится и не сбудется». Они не только не завоюют чужой земли, но не смогут удержать и собственной. Величайшее безумие в мире — стремиться уничтожить своих соседей, в то время как приближается час самим быть уничтоженными. Как нам поверить в нашу победу, когда все вокруг свидетельствует о нашем поражении? «Если вы не верите, — говорит Господь, — то потому что вы не удостоверены». Господь дарует вам спасение, но чтобы оно совершилось, вы должны принять Его слово. И вот, Бог предлагает Ахазу через пророка удостовериться в истине через чудо, какое он сам пожелает выбрать. «Проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте». Господь видит нашу немощь и знает, что, живя в физическом мире, мы склонны требовать доказательств, которые могут открываться нам в священных знамениях и печатях.
Как милостив Бог даже к неблагодарным и злым! Ахазу дается возможность выбрать знамение, как некогда Гедеону — с росой и руном. Что же Ахаз? Он грубо отказывается от благодатной помощи: «Не буду просить», — говорит он. Он уже так связал себя с языческими богами, надеясь на их помощь, что страшится высвободиться от их власти. Однако в оправдание себя он находит благочестивый предлог: «Не буду искушать Господа». Пророк обличает Ахаза и его двор за презрение Божия дара: «Разве мало для вас искушать терпение людей — притесняя их, — а теперь вы хотите испытывать терпение Божие, оскорбляя Его». Оскорбляя пророков, вы думаете уничижить только подобных вам людей, и не знаете, что наносите оскорбление Самому Богу, посланцами Которого они являются».
И пророк, во имя Божие, дает им знамение Божия благоволения к Израилю и дому Давидову. Из этого народа, из этого рода явится Мессия, и никто не может погубить их, пока Его благословение пребывает с ними. «Вы знаете, что Мессия должен придти. А теперь я возвещаю вам, что Он родится от Девы, и это будет знамением Божественной силы и Божественной чистоты, с которыми Он войдет в мир». Хотя это исполнится только через пятьсот лет, но Его пришествие — самое утешительное знамение для дома Давидова, для всех верных Господу, уверение, что Бог никогда не отринет их.
Мессия явится в сокровенной славе Своего имени. И нарекут Ему имя Эммануил, еже есть сказаемо «с нами Бог». Бог — с нами, в нашем естестве. В мире с нами, в завете любви с нами. Это исполнилось, когда нарекли Его именем Иисус, что значит Спаситель. Ибо если бы не был Он Эммануил — «с нами Бог», то не был бы Он Иисус — Спаситель. Обетованный Мессия будет Эммануил — «с нами Бог». Пусть это слово будет нам утешением — с нами Бог. Наша земля — Его земля. Пусть сердца, живущих в доме Давидове не колеблются от страха, как дерева от ветра в лесу, ибо ничто не может погубить наследие Сына Давидова — Того, кто «с нами Бог».
Самое великие утешения, какие только могут быть нам даны во времена испытаний и бед, — те, которые исходят от Христа, от нашего общения с Ним, от Его благоволения к нам, от нашей верности Ему, от нашего упования на Него и чаяния от Него всесильной защиты. И все сегодняшние события означают только одну эту тайну. Остаток спасется. Нечестивые, сколько бы они ни преуспевали, будут истреблены. Судьбы Отечества нашего и всего мира — в глубине и на высоте — запечатлены знамением всегдашнего присутствия «с нами Бог».
Протоиерей Александр Шаргунов