Слово на утрени Лазаревой субботы
В празднике Входа Господня в Иерусалим — предвкушение пасхальной радости. Господь идет сразиться со смертью — не Своей, а нашей, которой нам не избежать. Накануне Своей Крестной смерти Он совершает воскрешение четверодневного Лазаря. «Я есмь воскресение и жизнь», — говорит Христос. Это слово сказано не только Марфе, оно обращено ко всем нам. «Господи, уже смердит», — говорит Ему Марфа. Так непереносим запах тления, что невозможно даже приблизиться. Но Христос не из таких. Если бы Он был таким, Он не пришел бы туда, где злосмрадие грехов и тлен всего человечества.
Слишком поздно, нельзя помочь, нет никакой надежды. Но «не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, узришь славу Божию?» Перед лицом смерти Господь заключает с нами завет. «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек». Это не значит, конечно, что верующий в Него не умрет. Нам не избежать смерти, как всякому человеку. И Лазарь четверодневный воскрешается из мертвых, чтобы снова умереть. Но жизнь каждого человека, какой бы они ни была, так воспринята совершенной жизнью Господа, Его любовью даже до смерти, что она станет благодатной жизнью. А это совершится в полноте только через смерть — Его и нашу.
Сколько раз в течение Великого поста Бог давал нам узнать, что Он стал человеком не только для того, чтобы привести нас с Собой на небо, но чтобы уже здесь на земле, в условиях нашего смертного существования, мы могли прикоснуться к Его Божественной жизни! Смысл Великого поста заключается в том, чтобы жизнь каждого из нас — оттого что она прикоснется ко Кресту Христову — стала воскресшей жизнью. Чтобы каждому из нас в меру его любви ко Христу открылось сугубым образом Великим постом через чудо Евхаристии, что «уже не мы живем, но Он живет в нас». И что даже если жизнь из-за грехов утратила все, что делает ее достойной названия жизни, Христос может снова сделать ее живой. И не первый раз мы вступаем сегодняшним праздником в Страстные дни, когда, достигнув конца Четыредесятницы, мы видим по дару Христа, что по-прежнему мертвы грехом. И хуже того, уже смердит.
Однако Он, свидетельствует Церковь, воскрешал миллионы людей, и Его прикосновение не потеряло своей Божественной силы. И даже если кому-то из нас не будет дано узнать в эти дни и сейчас благодать Господню, мы должны вынести из Великого поста самое главное — способность видеть нашу жизнь в свете смерти Его и нашей смерти.
Вот почему Великий пост, Четыредесятница, заканчивается Лазаревой субботой и переходит в праздник Вербного воскресенья. Никогда не кажется нам жизнь столь драгоценной, чем когда ей угрожает смерть. Мертвое тело Лазаря окружено плачем близких. Сам Господь плачет и трепещет. Он плачет об утрате Своего друга. Он так глубоко входит в человеческое горе, Он настолько человек, что берет на Себя всю скорбь, которая Его окружает. Скорбь умершего друга и скорбь его друзей.
Перед нами человеческая жизнь в горе, в надежде и в смерти. Мы не можем представить в этой ситуации ни сестер, ни Лазаря без присутствия Господа. И не должно быть ни одного горя, ни одной смерти без присутствия Его. Он не просто слезы проливает над Своим другом. И смерть не может разорвать узы дружбы. Хотя этот человек умер, но он по-прежнему — наш друг. Смерть не может разлучить нас от любви Христовой, поставить нас в недосягаемости Его зова.
«Лазаре, гряди вон», — взывает громким голосом Господь. И это голос, который поистине пробуждает мертвых. Каждый раз на отпевании мы слышим слова Спасителя: «Грядет час и ныне есть, егда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут». Лазарь, являя послушание Господу, воскресает из мертвых. А души наших умерших оживают от слышания голоса Бога и трепетно ждут того часа, когда будет повеление Божие о всеобщем воскресении.
Господь зовет его по имени: «Лазарь». Как каждого из нас по имени позовет в день последнего воскресения. Выйди, — говорит Он, — человек, из этой области, где грех и смерть. Как сестре Лазаря Он сказал: «Воскреснет брат твой», — так каждому из нас говорит сегодня: «Воскреснет твой отец, твоя мать и твой сын, твой муж, твой друг. Я воскресение и жизнь». Однако, радуясь тому, что ничто, даже смерть, не могут противиться сегодня слову Христову, мы должны снова и снова услышать, что Господь ждет от нас в ответ веры. Потому что не над кем-нибудь, а, прежде всего, над народом, избранным Богом, исполнилось слово Христово: «Если кто из мертвых воскреснет, не поверят» (Лк. 16, 31). Он от смерти их избавляет, а они предают Его смерти.
Будем радостно помнить, как бы ни было темно, что бы ни ждало нас впереди, мы на пути не к смерти, а к жизни. Этот праздник нам дан, чтобы мы были абсолютно уверены в Его любви к нам. Он за нас Себя отдает на смерть, исчезает страх смерти, и смерть трепещет перед Тем, Кто так любит нас.
Протоиерей Александр Шаргунов