Слово на утрени в Неделю 5-ю Великого поста
В минувшую среду у нас было Мариино стояние, когда целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — то покаяние, которое принесла Мария Египетская в своей борьбе с грехом. И то покаяние, через которое должен пройти каждый христианин, чтобы достигнуть спасения. Мы помним, из какой пропасти Господь возвел эту женщину, в каком грехе блуда она пребывала долгое время. И как бы нечаянно, не ища, внезапно обрела Бога. Потому что Господь Сердцеведец знает глубины каждой души человеческой, даже погибающей в нераскаянных грехах.
Она отправилась во Святую Землю с паломниками с целью греховного увеселения, и не смогла войти вместе со всеми в Иерусалимский храм Воскресения Господня, чтобы поклониться Кресту Христову. Тогда заступничеством Божией Матери ей вдруг открылся весь ужас ее состояния. Она увидела, что отвергнута от лица Божия, что не может, не имеет права даже войти в храм Господень. Со слезами взмолилась она перед образом Божией Матери. Вспомним вчерашний праздник — Похвалу Пресвятой Богородицы, предваряющий память преподобной Марии Египетской. «Какую похвалу принесу я Тебе, Пречистая Дева, своей развратной жизнью? Через Тебя пришел Спаситель мира, чтобы привести всех погибающих в грехе к покаянию. Будь моей Поручительницей перед Ним, и я навсегда отвергнусь гнусного греха». Заступничеством Богородицы она вошла в храм и поклонилась Кресту Христову. Ей дано было прикоснуться к жизни, которую Господь Своей Крестной смертью принес для каждого человека. Она узнала о какой радости, о каком вечном покое идет речь в Церкви Христовой, и исполнилась решимости принять любой труд, любые скорби, чтобы не осквернить никогда эту благодать. Не напрасно Божия Матерь сказала ей: «Там за Иорданом найдешь покой».
Так строится наша христианская жизнь. Начало ее бывает всегда радостным, когда Господь призывает нас, и мы узнаем тайну жизни, к которой призваны. И конец, если мы пойдем путем, который открывает нам Господь, будет исполнен несравненно большей радости. А между началом и концом — середина, великая борьба с грехами, где мы побеждаем и терпим поражения. Узнав благодать, нам хочется всегда в этой благодати пребывать. Вкусив любви Христовой, всегда быть в этой любви. Но мы должны засвидетельствовать своей жизнью, что нам действительно этот дар дороже всего на свете, и мы не пожалеем никаких трудов, не испугаемся никаких испытаний, только бы не потерять благодать.
Божия Матерь, Споручница грешных, всегда так приводит ко Христу, не оставляет никого, кто хочет сохранить свою верность Христову свету. Страшный период наступил в жизни преподобной Марии Египетской — в течение семнадцати лет, как повествует житие, она боролась со страстями, как с лютыми зверями. Скверные воспоминания мучили ее, она испытывала состояние ада. Когда похоть нечистым геенским огнем воспламеняла все ее тело, она со слезами падала на землю, зная, что рядом с ней — Пречистая Божия Матерь, Которая благословила ее на этот подвиг. День и ночь в раскаленной или ледяной пустыне, простершись ниц, молилась она, чтобы было ей даровано спасение, которое она уже вкусила. И не отступала от молитвы, пока благодать Божия снова не касалась ее сердца.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что каждый из нас должен узнать свой главный грех и вооружиться против него. Если мы не одолеем свою любимую страсть, все остальные наши победы ничего не будут значить. Как часто мы на исповеди говорим о чем угодно, только не о том, где мы дали место диаволу, в котором он хочет укрыться в безопасности! Мы должны узнать, какая главная опасность угрожает нам. И мы должны, как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), познать свое время — время, в котором мы живем. Понять, что господствующее зло нашего времени — то самое, от которого страдала преподобная Мария Египетская до ее призвания Господом. То зло, с которым она вела отчаянную борьбу в пустыне.
Разврат, новая идеология Содома, которая насаждается сегодня, и есть главная опасность, первый признак близящейся кончины мира, как свидетельствует Сам Христос. Это даже грехом не назовешь — слишком стертым стало слово «грех», не воспринимается уже большинством людей. Попрание всего, откровенный сатанизм. Все слова кажутся неадекватными, потому что то, что делают с нашими детьми, с нашей молодежью, то, как растлевают душу нашего народа, не имеет никаких аналогов. Людоедство, и хуже людоедства, потому что это полное уничтожение всей личности человека — не только души, но и тела. И это страшнее, чем физическое уничтожение всего народа. Мы должны увидеть, что по всем признакам, Самим Господом указанным, это последнее время, и понять, к какому глубокому покаянию, к какой твердой решимости оно нас призывает.
Если нам по милости Божией дана благодать Христова, если сподобились мы вкусить и увидеть, как благ Господь, мы ответственны перед Богом не только за свою жизнь, но и за то, что совершается в мире. Разве вы не знаете, что тела ваши — храмы Духа Святого, и для чего каждый человек создан Богом? Все христиане призваны быть пусть очень маленькими, но тоже светильниками. Может быть, не так, как преподобная Мария Египетская, но каждый из нас в этой тьме, которая объяла сегодня всех, призван стоять в подвиге за свою личную чистоту и за спасение наших детей от диавола, зияющего поглотить их и свести живьем во ад.
Да будет дано нам, пройдя путь Великого поста, заступничеством наших великих святых увидеть свою собственную жизнь. Чему научились мы в нашей борьбе с грехом, узнали ли, к какому призваны покаянию? Великое утешение, которое предлагает нам сегодня святая Церковь в лице преподобной Марии Египетской, из бездн греха достигшей высот святости, — да укрепит каждого из нас в неколеблющейся надежде. Все может Господь совершить, только бы подлинным было наше поклонение Его Кресту.
Если мы прошли вместе с Церковью через эти недели покаяния, если хоть каплю света даровал нам милостивый Господь, пусть этим даром будет положено для нас начало благое в нашей борьбе за чистоту сердца, без которой никто не увидит Бога и Пасхи Его. А если мы до сих пор не начали покаяния, еще не поздно это сделать, ибо еще раз, но уже самый последний раз этим Великим постом, а для кого-то, может быть, самый последний раз в жизни Церковь воспоет сегодня: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!»
Протоиерей Александр Шаргунов