Слово на всенощном бдении в праздник Входа Господня в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим начинается в окружении множества народа. Через несколько дней те же люди снова будут кричать, но уже не приветственное «Осанна!», а «Распни Его!» Об этой скорбной и радостной неделе христиане всего мира хранят память в течение двадцати веков. Ее называют великой и святой неделей, каждый день ее — великий и святой. События, которые ведут к взятию под стражу, к осуждению и, наконец, к распятию Господа, отзываются в нас болью и страданиями. Однако все начинается великой надеждой. И, несмотря на страшный поворот трех последних святых дней, все завершится не отчаянием, но утром Пасхи.
Господь входит в Иерусалим на праздник Пасхи. В эти дни на дорогах — тысячи паломников. Все хотят праздновать Пасху в переполненном Иерусалиме. В этом году народу пришло — как никогда. И напряжение — предельно. Армия римских оккупантов приведена в состояние повышенной готовности. Своей упрямой верой иудеи веками ждут пришествия Мессии, Великого Освободителя, на Пасху. И многие спрашивают, не есть ли этот Иисус из Назарета чаемый Мессия.
Своим приближением к Иерусалиму, Святому Граду, Господь еще больше питает эту надежду. Он садится на ослицу и въезжает в город. Он делает это намеренно, ибо так возвестил древний Пророк: Царь Мессия не придет с силой, с пышностью, восседая на коне, но смиренно, скромно, на ослике, как ездили простые люди. Именно в этом Он являет Себя как Мессия, ожидаемый всеми Царь. Люди приветствуют Его как «Сына Давидова», как потомка великого царя, который восстановит могучее наследие. Так надеются они. И кричат: «Осанна», что означает: «Приди и спаси нас!», думая, что Бог, наконец, послал им такого царя.
Однако все пойдет по-другому. Через немного дней, в Великую Пятницу, Он будет повешен на Кресте. В насмешку над Ним Пилат повелит поставить надпись: «Царь Иудейский». И не будет никаких признаков Божией помощи этому Избраннику. Все будет казаться навсегда погубленным, когда Его положат во гроб. Но это не будет конец. Наступит утро Пасхи, будет пустой гроб, воскресший Христос, ликование земли и неба.
В дни, которые начинаются сегодняшним праздником, мы пройдем со всеми во все века возлюбившими Христа этой Его дорогой. Страстная Седмица — вершина всех христианских праздников. И тот, кто будет участвовать в богослужениях этих дней, не сможет остаться не захваченным ими. Потому что, кто не знает по своей жизни, что такое взлеты и падения, крест и страдания? И не отменимая ничем смерть ожидает нас всех. В Великую Пятницу мы встанем перед жестокой реальностью. Но затем наступит Пасха.
Гроб — не последнее слово. Страстная Седмица со всепревосходящею силою напомнит нам об этом. Его смерть не была случайностью, но Он избрал этот путь свободно, ради нас, не ради Себя Самого. И мы встречаем Его сегодня с вербами, с верою. С доверием в жизни и в смерти Тому, Кто не оставит нас никогда. Тому, Кто даст нам бесконечно большее, чем мы можем надеяться в самых великих наших надеждах.
Протоиерей Александр Шаргунов