Слово на начало Великого поста
Великий пост — исключительно благодатное время для борьбы с нашими грехами. И обретения твердой решимости жить подлинной жизнью. Так должны мы войти в течение сорока дней в дух Поста, чтобы в пасхальную ночь, в ежегодную нашу весну, Церковь навсегда вырвала нас из состояния уныния, угрожающего вечным отвержением от лица Господня. Когда-то Великий пост был временем подготовки оглашенных ко крещению, которое совершалось в Великую Субботу, накануне Пасхи. Великий пост — время, где дышит Дух Святой. Но это также время сражений и пустыни. А для нас — время подготовки к новому крещению Духом. Или, иначе сказать, покаянием — вторым крещением — должны мы родиться свыше, узнать, что во Христа крестившись, мы во Христа облеклись.
Первое событие в жизни Спасителя после Крещения — когда Дух Святой видимым образом сошел на Него — изведение Его Духом в пустыню. На этот раз Дух Святой открывается не в веянии тихого ветра, а в бурном вихре. И мы сейчас тоже как бы перенесены Духом Святым из наших серых будней и поставлены здесь в храме, чтобы начать Великий пост. Духу Святому надо сотрясти нас, поднять, унести далеко вперед, вернуть к жизни. Он зовет нас к строгому самоиспытанию и самоотвержению в течение этих сорока дней. Дух врывается в Церковь бурей, чтобы пробудить нас от нашего сна: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» Будет ли использована нами эта благоприятная возможность стать христианами? С каким духом приступим мы к этому Посту? Куда должны направить наши главные усилия? Господи, Душе Святый, куда Ты ведешь нас?
Что такое пустыня? Пустыня — это не просто уединенное место, удаленное от шума толп. Это место сокровенной встречи с Богом. Но также — суровой встречи с Богом. И суровой встречи с самим собой, испытание способности быть наедине с собою. Место встречи с искушениями, как это было у Господа, — с голодом, с холодом, с дикими зверями. В мире, где шум машин смешивается с завыванием радио и телевидения, — как нуждаемся мы в этих оазисах тишины, чтобы возвратиться к Богу! Более чем когда-либо современный человек нуждается в пустыне. Не найти ему Бога в шуме и гаме нового Содома. Тишина вводит нас в самые сокровенные наши глубины, где вечность касается нас и делает живыми.
Пост — это прежде всего алкание и жажда Бога, а не воздержание от сливочного масла. Разве самое великое желание человека — не есть желание абсолютного? Уединение существует для тех, кто жаждет Бога Живого. Пусть в наши молитвы Великого поста войдет хоть немного от этой святой тишины, которая наполняет сейчас наши храмы!
В мире, который не верит больше в существование греха, но скорее надеется на бесов, как важно для нас осознать, что вся жизнь человеческая есть сражение против зла! Однако наши главные враги — в нас самих. И диавол не забывает никогда никого из принявших крещение. Сам Христос подвергается искушению сразу же после Крещения. Принять крещение — не значит обрести защиту от искушений. Напротив, диавол ненавидит более всего во Христа крестившихся. Мы знаем, какие сражения он вел против святых — тех, кто был более совершенным образом Сына Божия. Кто из нас может надеяться, что диавол обойдет его, если он искушал Самого Господа? Если диавол оставляет нас в покое — не оттого ли это, что он уже перетянул нас на свою сторону? И более не нужно ничего ему с нами делать? Может быть, он видит, как предательски равнодушны мы бываем порой к тайнам Церкви и ко Кресту Христову, и готовы вступить в содружество с врагами истины?
Уготовимся к искушениям Великого поста и будем благодарить Бога за этот дар. Через искушения нам дано будет узнать, насколько мы хрупки и немощны, и таким образом начать учиться смирению. Только смирение сможет привести нас к Создателю нашему. Пустыня и уединение — подходящие места для искушений. Бог и диавол посещают нас, потому что знают, что найдут нас там такими, какие мы есть на самом деле.
Дух Святой ведет Христа через пустыню. Здесь когда-то Он воспитывал, вел богоизбранный народ во время долгого, в течение сорока лет, странствования по пустыне, уготовляя его для благовестия о спасающем человечество Боге. Святые отцы часто сравнивают сорокадневный Великий пост с этим сорокалетним шествием к земле обетованной. Искушения и поражения неизбежны. Но главное — избрать верное направление, и никогда не терять памяти, куда мы идем.
Великий пост требует поворота на сто восемьдесят градусов. Мы должны обратиться к Богу, к самой сути нашей жизни, отвернуться от идолов — от пустот, заполняющих наши умы и сердца. От всех ложных ценностей, которыми живет мир. Например, от денег, которые отравляют кровь не только грабителей, но и самые благородные сердца. Или от малейшего приражения нечистоты — в дни, когда предал Господь наш народ в руки нечистого.
Обратиться, покаяться — значит принять наши грехи всерьез, потому что мы приняли Бога всерьез. Значит, исполниться решимости оставить наши грехи — раньше, чем они оставят нас. Мы должны предупредить нападение на нас темных сил, этих самых страшных террористов, непрестанно осаждающих человеческие сердца. Обратиться — значит открыться действию Духа Святого, потому что наш корабль — вы знаете этот древний святоотеческий образ Церкви — поднимает сегодня свои паруса навстречу Божественному дуновению. Такой корабль не может сдвинуться с места без ветра. Но и ветер ничего не может сделать, если плывущие на корабле не поднимут паруса.
Какое дыхание Духа в этих первых богослужениях Великого поста! Какие слова! Как раскрывается глубина нашего грехопадения! И какая надежда подается нам! Сколько грешных людей стали святыми, благодаря Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского! А разве не те же самые слова слышим и мы? Почему же не стремимся стать, как они? Обратиться, покаяться — значит услышать в себе этот призыв Господень к святости, обращенный ко всем. Христианин, не стремящийся к святости, — недостоин носить имя христианина.
Пост ради поста не имеет никакого смысла. Настоящий пост — переход, тот, который совершается, как мы услышим в конце, — от смерти к жизни и от земли к небесам.
Протоиерей Александр Шаргунов