Слово на общей исповеди
Среди наших грехов, бесчисленных, как песок морской, есть грубые, как тяжелые камни грехи, так называемые «смертные». Мы все знаем, как они называются: блуд, супружеская измена, убийство (во чреве матери), воровство. Сколько бы ни было людей на исповеди, они должны быть обязательно названы отдельно вслух священнику. Пока они нераскаянны, мы носим их в себе, и это определяет все, что с нами происходит, все болезни и скорби — здесь на земле и в вечности. К грубым грехам относится также несоблюдение без уважительной причины постов. «Кто не постится, да никакоже причастится в Четыредесятницу». Непосещение храма Божия в каждый воскресный и праздничный день. Заповедь «шесть дней делай дела твои, а седьмой — Господу твоему» ставит такой же предел распаду, как заповеди «не убей», «не укради». Все ли прочитали четыре Евангелия в эти дни? Наша исповедь — перед Крестом и Евангелием. И после нее мы целуем Евангелие — не просто обложку, а каждое слово в нем. Что касается «песка морского» — это может определять наше постоянное состояние. И в нем могут присутствовать такие грехи, как себялюбие, сластолюбие (которое в мире все более стремится стать узаконенным Содомом), сребролюбие (Иудин грех — в мире, где ценность человека все откровеннее определяется количеством его денег), гордость, тщеславие, превозношение, зависть, ненависть, осуждение, ложь, клевета, сильное оскорбление другого человека, ярость, хула, неверие. Самое главное — неверие, и как следствие его — суеверие и лжеверие. Сила веры, мы знаем, зависит от жизни по вере. И уныние, в котором все грехи вместе взятые, это есть не что иное как неверие. Малодушие — это неверие. Не только страшные несчастья, болезни, войны, катастрофы являются последствиями греха, но уныние — этот внутренний ад, в котором живут люди. Именно по этой причине в последние дни будут изнывать все народы, как свидетельствует Писание. Это уныние исцеляется только жизнью, исходящей от Самого Бога, от Утешителя, когда она касается наших самых сокровенных глубин. Другого утешения не существует, и оно дается ходатайством Пречистой Божией Матери. Время, действительно, сейчас такое, что грех перестает восприниматься как грех, и потому отвергается сама возможность покаяния. Но одновременно мы понимаем, что каждый из нас не без греха, и никто из нас не может указывать перстом на другого. Только один Христос может указывать на другого перстом, но Он, как видим мы в Евангелии, склонившись, пишет перстом на земле. Что Он пишет, когда приводят к Нему женщину, взятую в грехе? Какие таинственные судьбы всех стоящих здесь начертает Его перст, какие события Он видит в жизни приходящих к Нему со своими грехами и не видящих их?
Христос не осуждает никого, но руки Свои простирает на Кресте за всех грешников. И кто говорит, что не имеет греха, тот обманывает себя, тот Бога представляет лживым. Страшны эти слова Писания! Бога такой человек видит лживым, а себя — правдивым, праведником. Мы знаем, что говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3, 10—12). Потому видение своих грехов — таково свидетельство святых — это мера святости человека. Вернее, начало святости. Настолько человек свят, насколько он видит свой грех.
Но бывает не только слепота к видению грехов, может наступить слепота и от видения грехов. Такая чернота открывается в душе человека, что он приходит в полное отчаяние. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что Господь жалеет нас, и дает нам увидеть наше подлинное духовное состояние только по мере того, как мы просвещаемся Его светом. Иначе видение мрака греха было бы непереносимо для нас.
И вот что мы должны поставить сегодня в центре всего. Мы причащаемся Пречистого Тела и Крови Христовых — во оставление грехов. И снова согрешаем. Даже если нам дано было благодатно причаститься. Что же такое грех? Кто согрешает, говорит апостол Иоанн Богослов, тот не видел, не познал Христа. Что же тогда значит наше причащение? Оно выявляет, что грех связан с сокровенностью жизни Христовой как личная неверность Ему. Всякий грех идет против веры во Христа. Он есть невнимание ко Христу, глухота к Нему, вытеснение Его на второстепенное место.
«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Грех — это жизненная несовместимость с тем, что относится к Богу. Быть чадом Божиим, следовать за Святым Господом Иисусом Христом, любить всех, за кого Он умер, — это все вступает в абсолютное противоречие с грехом. Грех противостоит не только закону, даже если он и Божественный. И не только идеалу, пусть он будет самый величественный. Надо помнить, что Бог свят, Христос свят, что христианин призван быть святым как Бог, следуя за своим Господом Иисусом Христом, чтобы понять подлинную реальность греха.
Когда я грешу, я отвергаю свою запечатленность Духом Святым и внутренний закон следования за Христом, который должен заполнить все мое существование. Я иду против самого себя, против своего Божественного призвания, против всемирного замысла Божия, в который Господь хочет включить всю мою жизнь. Кто не узнал бесконечной устремленности входить в тайну соответствия нашей жизни со Христом, тот не может понять природу и глубину греха. «Вы есть свет в Господе, — говорит нам святая Церковь, — ходите в свете». «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы». В той мере, в какой мы на самом деле устремляемся к святости, заповеданной нам Богом, познаем мы подлинный смысл греха. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8). Нет ничего страшнее греха, и никакими нашими подвигами не сможем мы победить диавола, который одним коготком, по слову преподобного Серафима, мог бы перевернуть весь мир, если бы попустил Господь.
Что же нам делать? Каждый день устами священников Христос возглашает во всех храмах: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Эту тайну нашего спасения многими падениями и восстаниями мы должны воспринять до конца, чтобы совершенным покаянием и совершенной любовью ответить Тому, Кто на Тайной Вечери прежде Пасхи явил, что возлюбил сущих с Ним до конца.
Протоиерей Александр Шаргунов