Слово в день празднования иконы Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»
Этот образ стал известен по всей России после чудесного спасения царской семьи 30 октября (17 октября по ст.ст.) 1888 года во время железнодорожной катастрофы, в которой погибло множество людей. Несмотря на то, что вагон, в котором находилась вся семья императора Александра III, разбился вдребезги, никто из членов семьи не пострадал. Поразительно, что в этот же день празднуется образ Божией Матери, именуемой «Избавительница».
За несколько лет до этого события капитану Егерского пехотного полка, снятому с должности по несправедливому обвинению, было видение необыкновенного света, исходящего от этой иконы. После молитвы со слезами перед образом Пресвятой Богородицы о заступничестве и исполнения Ее повеления украсить икону серебряной ризой, он был оправдан. Мы знаем, что Божия Матерь равным образом заботится о судьбах Отечества и участи каждого обращающегося к Ней в беде человека.
Необыкновенный свет, исходящий от иконы, и повеление украсить ее серебряной ризой — напоминание о великой тайне Пресвятой Богородицы и о нашем призвании быть причастниками этой тайны — в молитве, в размышлении, в верности открываемой нам благодати. В праздник иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» Церковь благоговейно богословствует перед ней.
Глубоко связанная с Воплощением Спасителя, Божия Матерь — в свете Его Воскресения. Даром Благовещения — началом нашего спасения — Она стала единой со Христом, а также с Его делом восстановления первой Адамовой полноты в Воскресении, которое есть увенчание Крестных Страстей Богочеловека.
Церковь — Новый Израиль, и Божия Матерь — Дщерь совершенного Сиона, но также Церковь — прежде Церкви в личном соработничестве, без промедления и немощи, с пришествием Бога к Своему народу.
Евангелие от Луки приоткрывает завесу с души Пречистой: Она «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем». Песнь Богородицы — смиренное, исполненное совершенного предания Себя Богу — радость и вера всей Церкви. Божия Матерь, исполненная веры, первая совершает переход через Чермное море нового Исхода вслед Своему Таинственному Сыну. Ей первой дано произнести совершенно «да», которое никогда не было так произнесено до Нее, и в котором отныне включено все человечество. «Да» — благодати, чтобы Благодать могла родиться в нашем мире. «Да» — этой благодати в благословенном незнании путей, которые Бог избирает для исполнения Своих обетований. «Да» для всего человеческого рода, который Она представляет с этого момента пред Богом.
Призвание Пречистой являет, как Божественная благодать нуждается в доброй человеческой почве, чтобы вселиться в нее. Но также и то, как всякое призвание осуществляется медленным созреванием, постепенным очищением, сменяющими друг друга открытиями, которые ведут от тьмы к свету, от мимолетных просветлений в ночи веры к откровению, и помогают каждому — и всей Церкви — увидеть зарю спасения, сияющую от Воплощения до Пятидесятницы.
Первая из спасенных, Пресвятая Дева, воспринимает Слово, Которое было в начале у Бога, и Которое, когда наступила полнота времен, пришло в мир, чтобы просветить всех людей. Дева — прежде в Своем сердце, до того, как Она стала Ею в жизни и в Своем зачатии, Она остается Девой в Своем Материнстве, в Своем рождении в мир Иисуса из Назарета. Приснодевство — это то, что относится ко всему Ее призванию, прежде чем Она явит его во всей Своей совершенной верности Богу. В течение всей Ее жизни от Нее требовалось никогда не сомневаться в обетованиях Божиих, всегда хранить «да» Своего Благовещения, в глубокой молитвенной сосредоточенности, которой Она окружала Младенца, ожидаемого Ею. До дня, когда Она увидит Его переходящим из этого мира в другой, бесконечно далекий от этого. Мы видим Божию Матерь среди апостолов в рождающейся Церкви, которая включает Ее в свою молитву, чтобы прочесть в таинственных словах псалмов и всего Писания судьбу Мессии. И, несомненно, к концу Своей жизни передаст Она некоторые из Своих воспоминаний, которые войдут в Евангелие, особенно те, что повествуют о первых годах жизни Спасителя. В этих словах, столь бедных подробностями, но столь богатых благодатными переживаниями, разве не ощущаем мы дыхание Божией Матери? Столь естественно Ее участие в написании самой главной на свете Книги! На закате жизни многие матери вспоминают о радостях и скорбях своих выросших детей. Разница в том, что дыхание Божией Матери соединяется с дыханием Духа Святого. И что родившийся от Нее — от Той, Кто прежде Рождества и по Рождестве Дева, — Спаситель и Избавитель всех людей от греха и смерти.
Протоиерей Александр Шаргунов