Слово на всенощном бдении праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
В праздник Воздвижения Креста Господня на всенощной читается паремия о том, как богоизбранный народ шел в пустыне за Моисеем. Все изнывали от жажды, и уже начинали роптать на него. Наконец они пришли туда, где был источник, но вода там оказалась настолько горькой, невыносимой для питья, что кто бы ее ни попробовал, сразу с отвращением выплевывал. И народ стал негодовать, говоря: «Что нам пить?» Моисей взмолился ко Господу, и Господь показал ему дерево, которое растет в пустыне, и он положил его в воду. И вода из горькой стала сладкой и приятной (Исх. 15, 23—25).
Вот тайна Креста, Креста Христова и креста каждого из нас. Когда мы ропщем на скорбные обстоятельства, которые сегодня Господь посылает для нашего народа, для каждого из нас, то мы не делаем легче эти обстоятельства, а наоборот — тяжелее, потому что Господь, когда мы ропщем, отступает от нас. И тяжесть жизни становится совершенно невыносимой. Наступает то самое отчаяние, та беспросветность, которой хочет добиться сатана, чтобы все души человеческие ввергнуть в такое состояние, в котором он сам пребывает.
Но когда человек слушает Господа и принимает то, что Господь дает ему, то совершается дивное: эти обстоятельства не меняются, внешне все остается таким же, но они становятся другими. Была горькая вода, отвратительная, невыносимая, а теперь она сладкая и приятная. И человек узнает присутствие Креста Христова, жизни Божественной в том кресте, в тех страданиях, которые ему даны. Он узнает любовь Божию к себе, которая превосходит всякое наше разумение. Он узнает, что Господь есть Мессия Иисус Христос, через этот крест, через эту любовь, которую Господь ему даровал.
Будем молиться, чтобы эта любовь, которая нас окружает, была нами воспринята, воспринята через наш крест, соединенный с Крестом Христовым. И помнить о том, что наш крест без приобщения Кресту Христову делает нашу жизнь невыносимой и бессмысленной. Так же как наша любовь, даже в отношениях с Богом без приобщения любви Христовой всегда может стать своей противоположностью. В этом тайна Церкви. В этом столп и утверждение истины. Всякое другое познание истины оказывается опасным и губительным не только для фарисеев, первосвященников, но и для самых близких учеников Христовых.
Апостол Петр говорит трижды с клятвой: «Я не знаю этого Человека» (Мф. 26, 74). Апостол Петр, что ты скажешь о Христе, чей Он Сын? Не ты ли исповедовал Его: «Ты еси Христос Сын Божий» (Мф. 16, 16). Не плоть и кровь открыли тебе эту тайну, но Отец, Который на Небесах. Теперь ты говоришь: «Я не знаю этого Человека». Я не знаю, и знать не хочу ничего об этом — говорит тот, кто несколько часов назад так же клялся и божился, что пойдет за Ним на смерть (Мф. 26, 35), потому что тогда в нем говорила любовь.
И мы напоминаем об этом не для того, чтобы хоть какую-то тень бросить на величайшего из апостолов. Первоверховным апостолом он стал за свою любовь ко Господу, когда Господь, возводя его в апостольство, трижды спрашивал его: «Любишь ли Меня?» (Ин. 21, 15—17). Но мы должны помнить о том, как велика немощь человеческая в несении креста. И Господь Промыслом Своим, любовью Своею попускает быть таким скорбным, тяжким обстоятельствам в жизни человека, какие произошли с апостолом Петром, чтобы человек знал, что он своим крестом, своей любовью, своей жизнью ничего не достигнет. Он достигает только того, что становится отступником и предателем. Но когда он узнает, что любовь Христова, Его Крест спасает нас, тогда его крест, крест человеческий, соединяется с Крестом Богочеловека Христа.
Будем, совершая наш крестный путь в жизни, помнить, насколько мы немощны. Всегда перед своими глазами иметь этот образ. Всегда помнить, что без помощи Божией, без Креста Христова, без поклонения ему мы никогда ничего не сможем достигнуть. Если кто хочет быть крестоносцем, если кто хочет быть учеником Христовым, если кому дорога любовь, которая была ему однажды дана, — тот пусть всегда помнит, что Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). И тот пусть всегда молится Господу, чтобы Он даровал мужество и крепость быть верным Ему, как говорит Откровение, силою Креста Своего, даже до смерти (Откр. 12, 10). «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 35—36).
Протоиерей Александр Шаргунов