Бог не оставит нас без великих испытаний

17 июля — память святых Царственных страстотерпцев

Мы помним слова святого царя-страстотерпца Николая II, сказанные им незадолго до смерти: «Может быть, для спасения России необходима жертва  я готов стать этой жертвой». И мы знаем, как исполнились они. Свидетельство жертвы — неотъемлемая часть христианского призвания, следования за Христом, отдающим Свою жизнь. Для тех, кто хочет быть христианином в подлинном смысле этого слова, требуется намного более духа жертвенности, чем обыкновенно мы обнаруживаем. И ценность этого свидетельства зависит от нашей любви к Богу. Мы должны ясно и точно знать, что духовно мы настолько велики, насколько велика наша любовь. Это было измерено Самим Господом, и это всегда будет согласно страданиям, которые мы способны понести. Наш Спаситель говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Мы обычно вспоминаем эти слова, когда говорим о воинах, жизнь свою за веру и Отечество на поле брани положивших. А здесь они звучат применительно к мученикам за веру. Царь Николай II был воином (неслучайно во многих видениях он предстает в военном мундире). Он воинствовал и воинствует за наше Отечество. В сегодняшней войне за Россию мы должны обращаться прежде всего к нему. И он был воином Христоым, мучеником, принявшим страдание за веру.

Когда мы слышим эти слова Государя: «Я готов стать этой жертвой», мы ощущаем в них такой огонь, такую любовь ко Христу и к России, что трудно сдержать слезы. Эти слова произнесены человеком, стоящим у Креста Христова (вспомним видение русского эмигранта, художника Володченко в Харбине в 1930 году, когда ему во сне трижды являлся некий старец в схиме, держащий в руках икону, где был изображен Крест Христов, и по обе стороны от него — Патриарх Тихон и царь Николай II с сонмом новых мучеников и исповедников Церкви Русской). Он как бы предвидит, какие будут предательства среди генералов и чиновников, стоящих близко у трона, и какие предательства будут в Церкви: Синод, равнодушно соглашающийся с отвержением помазанника Божия, священники-обновленцы, священники, отрекающиеся от сана, христиане, предпочитающие жить согласно духу мира сего. Он знает также скорбь быть преданным своими. Он знает, как большевики будут разделять семьи (но его семья навсегда останется иконой семьи), разделять Церковь, пытаясь разрушить ее изнутри и создать параллельную «Церковь». А потом наступят новые горшие испытания — разорение созданной кровью и потом многих поколений Российской Империи. И открытое объявление войны заповедям Христовым с обещанием новых, еще более жестоких, чем когда-либо, гонений.

Но вера в Бога и вера в свой народ у нашего святого Государя оказалась сильнее всего, и эту веру не могло поколебать никакое человеческое предательство. Он показал на своем примере, что лучше быть гонимым за имя Божие и остаться с Господом теперь и всегда, чем процветать в обманчивом благополучии и быть рабом греха. Он претерпел до конца в верности Богу и Его заповеди, ради спасения своей души и спасения своей любимой России. Это возможно было только в состоянии благодати. Претерпеть до конца значит быть терпеливым в служении, данном Богом, в царском служении. И когда оно отнимется силой, остаться христианином в царственном священстве в жизни и в смерти. Напряжение сил зла вокруг Государя накануне революции, так же, как и сегодня, достигало предела, ибо речь шла о судьбе Православия и России, а значит и всего человечества. И смысл нашего сегодняшнего праздника в том, чтобы мы увидели, что страдания и смерть царственных страстотерпцев — не поражение, а победа. Бог избрал самое лучшее. В жертву за Россию был принесен ее цвет: вначале Государь с семьей, а потом — все верные Богу, царю и Отечеству. Возможно ли было любить Россию чище, возвышеннее, преданнее, чем они? Они действительно любили ее даже до крови. Худшее, что люди могли сделать Царю, было попущено Богом, но все их самое худшее не могло его победить. Крест — не конец, за ним следует Воскресение.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что прославлять святых значит участвовать в их подвиге. Как это возможно для нас? Среди многих глубоких наставлений о тайне святости воспримем сегодня, по крайней мере, два. Во-первых, о том, что наша жизнь должна быть всегда в присутствии Божием. Часто мы мечтаем о чрезвычайных обстоятельствах, когда бы мы могли посвятить свою жизнь исключительному служению, и проходим мимо того, что предлагает нам Бог, — мимо нашего служения, мимо дара, который мы должны принести нашему самому ближнему, нашему самому знакомому, самому очевидному, и не видим его. Отвергнуться себя значит принести в жертву свою жизнь — не сберечь ее для себя, но сделать из своей жизни дар Богу, служение другим. Необязательно в подвиге мученичества, не обязательно в монастыре, не только в храме за Божественной литургией, но в каждодневной отдаче себя, капля за каплей, в кажущейся серой обыденности, в решении задач, которые возвращаются к нам без конца, потому что их решение необходимо, чтобы мы могли жить, и дали жить другим. Чем дальше идет история, тем яснее, что Бог не оставит нас без великих испытаний. Но мы не должны забывать, что вся наша обыденная жизнь — подготовка к ним. И вся она — великое испытание.

И во-вторых, мы должны помнить, что самое главное испытание для Церкви (в особенности, согласно Апокалипсису, для Церкви Лаодикийской эпохи, последнего исторического периода) — это равнодушие и теплохладность многих, то, что вызывает отвращение и тошноту у Господа: «Но как ты не горяч и не холоден, изблюю тебя из уст Моих» (Откр. 3, 16). Мы постоянно напоминаем, что в годы гонений наша Церковь прославилась не только небывалым сонмом мучеников, но и небывалым по массовости отступничеством от веры. Если мы действительно любим нашего святого царя и молимся ему, если по-настоящему ищем нравственного и духовного возрождения нашего Отечества, Церковь должна не пожалеть никаких сил для того, чтобы преодолеть страшные последствия утраты веры в значительной части нашего народа. Есть только два варианта того, что ожидает Россию. Либо чудом заступничества царственных страстотерпцев и всех новых мучеников Российских Господь дарует нашему народу победу в нынешней войне ради спасения многих, но это произойдет только при нашем участии — вопреки естественной немощи, греховности, бессилию и маловерию. Либо нас ждут новые, еще более грозные потрясения, в центре которых всегда будет Крест Христов. Молитвами царственных страстотерпцев, возглавляющих сонм новых мучеников и исповедников Российских, да будет дано нам выстоять в этих испытаниях и стать причастниками их подвига.

Протоиерей Александр Шаргунов

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X