Проникновение — «Русский Дом»

Рецензия на книгу прот. Александра Шаргунова «Культура и антикультура»

Свою новую книгу протоиерей Александр Шаргунов назвал «Культура и антикультура». Стоит только бегло посмотреть на оглавление, как возникает интерес к постановке и энциклопедическому охвату тем. Назовем некоторые из них: «Три великих течения мысли трех последних веков», «Ценность человеческой жизни», «Попытки создания человека без сущности», «Идеология прогресса», «Суд над миром уже начался», «Талант и святость», «На молитву — как на сражение». Дается точный и глубокий анализ «творчества» Маркса, Фрейда, Ницше, Дарвина, Макиавелли, Маркузе и других лжепророков, определивших двадцатый век и уготовляющих новые страшные потрясения в двадцать первом. В книгу вошли статьи, интервью, диалоги. Да, диалоги. Уже многие годы читатели обращаются к батюшке с наболевшими вопросами. Секрет, вероятно, в том, что уже первые его публикации, беседы по российскому радио разрушали стереотипы навязанного мировоззрения.

Еще в 90-е годы прошлого века в книге «Проповеди и выступления» отцом Александром приводился рассказ сестры Евфросинии из провинциального городка Харьковской губернии, уснувшей летаргическим сном в 1912 году. В ином мире, на небе, ей довелось повстречать великую княгиню Елизавету Федоровну, которая в это время еще творила свой подвиг на земле в Марфо-Мариинской обители. Эта правда взрывала привычную картину мира, изменяя наши временные и пространственные представления. Принца Гамлета после встречи с тенью отца пронзила мысль: «Распалась связь времен. Зачем же я связать ее рожден?»

Протоиерей Александр Шаргунов удивлен нашей близорукости: «Почему никто никогда не сказал, почему не хотят понять, что умерщвление миллионов людей в ГУЛагах и освенцимах совершается по причине отвержения догмата о первородном грехе? И что по этой же причине неумолимо утверждается ад на земле».

Считая, что все христиане призваны быть богословами, отец Александр вновь и вновь напоминает: «Мы должны сознавать масштаб религиозного равнодушия и невежества в нашем Отечестве и степень нравственного распада, охватившего общество сегодня». В свете нашего исторического опыта отец Александр пишет о новом видении богословского догмата: «Нам необходимо снова и снова возвращаться к христианскому учению о первородном грехе. Этот догмат представляется столь фундаментальным, что его отрицание уничтожает всю христианскую культуру, все христианство». Почему фундаментальным? Да не осознавая своей вины перед Создателем за своеволие, нет и покаяния. Если каждый атом вздумает действовать по принципу «что хочу, то и ворочу», мир разлетится в секунды. Воистину «фундаментальное» учение, ибо первые люди стали поступать по совету отца лжи, ложь и зло вошли в жизнь и стали по закону духовной наследственности предаваться из поколения в поколение. «Зло не есть нечто внешнее по отношению к человеку, но с него начинается все, что происходит в человеческой истории. Зло уже здесь, в глубине нас самих, а не только в других… Христос заповедует нам начать с уничтожения зла в нас самих, а не с того, чтобы убивать тех, кого мы считаем так или иначе злыми».

Отец Александр обращает внимание на попытки освобождения человека от вины даже наукой: «Психоанализ, социология, психиатрия, генетика, антропология сделали относительными понятия добра и зла, показав, что мы — игрушка слепых сил, биологических и социальных, и это в значительной степени объясняет наше поведение».

Отцу Александру как наставнику будущих пастырей и бескомпромиссному вдохновенному проповеднику дано выходить на обобщенные заключения. «Вся современная массовая культура…, за редким исключением, ведет широкомасштабную войну против остатков «виноватой совести». «Утверждение греха как нормы с неизбежностью приведет человечество к гибельной катастрофе». «В то время как первородный грех, попущенный Промыслом Божиим, должен стать, когда он осознан, золотой преградой на пути окончательной гибели человека. И возможностью принятия им благодати вечного спасения».

В центре внимания отца Александра главным образом пути человеческой души от истоков до вечности, духовная суть эпох. Не потому ли ему порой задаются вопросы вневременного масштаба? Ответы отца Александра вовлекают в совместное размышление и проникновение в тайны замысла Божия о нашем вечном предназначении. Так философ из Краснодара спросил: «Какое теперь предлагается видение человеческой истории?» В книге «Культура и антикультура» дается ответ: «Есть две истории рода человеческого. История, которую люди, отпавшие от Бога, хотят осуществить исходя из своей гордыни, похоти плоти и стремления к господству. Это кровавая история войн, гонений, пленений. Но рядом с этой человеческой историей есть история, которую совершает Бог. В ней Бог созидает Свое Царство и ведет людей Своими путями… история великих дел Божиих, совершающаяся во времени, в которой Бог созидает подлинное человечество».

Автор книги «Культура и антикультура» не только классифицирует исторические пути, но и вскрывает их целевые направленности: «Если при большевиках совершалось уничтожение части народа, то в последние годы силы зла направлены на уничтожение всего народа. Но самое страшное не в этом. Новое заключается в том, что зло направлено, главным образом, на уничтожение личности человека».

Отец Александр и в прежних своих публикациях, и в новой работе раскрывает с позиций вечности значимость, высшие ценности личности. Часто приводит имена тех, для кого «одно слово истины и правды драгоценнее человеческой жизни, когда мужественный человек предпочитает умереть ради него перед лицом торжествующей лжи». Это и святой страстотерпец царь Николай Второй с семьей, и святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна, и митрополит Ростовский Арсений, и новый мученик воин Евгений Родионов. Личности, личности, личности…

Ныне совершается покушение на каждого из нас. Протоиерей Александр Шаргунов предупреждает: «Приближается век толпы: все, что было в этом роде ранее, — только прообразы». Об этой опасности отец Александр писал еще в книге «Евангелие дня»: «В общем, все люди до определенного момента представляют из себя толпу, даже если их собирается только двое или трое… Толпа — это «мнение», которое довлеет над людьми, так называемое «общественное мнение». Оно легко превращает всех в однородную массу. Человек теряет себя, он повторяет то, что говорит толпа. Когда масса людей превращается в стадо, бесы могут вселиться в толпу и низринуть ее в бездну. Недаром физически страшно бывает просто попадать в толпу — могут растоптать. И точно так же может произойти морально…»

В этой же книге опытный пастырь дает ответ на вопрос как выйти из толпы: «Надо решиться на поступок. Этот поступок – «не быть как все, когда все — толпа… Надо иметь мужество сопротивляться навязываемой толпою тьме и сильное желание вырваться из нее, и это может быть осуществлено только, когда человек устремлен к самому главному смыслу» («Евангелие дня» т.2, с. 178—178).

В книге «Культура и антикультура» протоиерей Александр Шаргунов пишет: «В массовое сознание уже введено то, что должно определять личность человека — быть как все. Быть как все, со всем человечеством — это величайшее достояние там, где речь идет о добре и правде, о том, что на самом деле определяет личность человека. Человек настолько человек, насколько он живет по добру и правде. И, в конце концов, по благодати Христовой. Быть как все по-христиански — быть с Церковью, со Христом. И там, где массовым сознанием жизнь без Бога, без стыда и без совести принимается как норма, совершается уничтожение личности… Личность — только тот, кто со Христом, кто причастен Его крепости, Его любви, Его благодати».

Именно потому, что непостижимая научному познанию глубинная сущность личности есть запечатленный в человеке образ Божий и совершается на нее покушение. Эту проблему отец Александр поднимает также в книге «Последнее оружие»: «Всякий грех стирает черты единственности и неповторимости человека. И там, где массовым сознанием жизнь без Бога, без стыда и совести принимается как норма, совершается уничтожение личности. После коммунистической стадности наступила другая эпоха стадности – всеобщего греха, участвовать в грехе, как все».

В книге «Евангелие дня» протоиерей Александр ставит диагноз эпохе: «Человечество подошло к последней черте, где с очевидностью показано, что ему не выжить без Евангелия». «Слова Евангелия чудотворны. Они не совершают чуда, пока мы не просим их об этом. Но в каждом слове Христа, в каждом Его действии присутствует сила, способная исцелить, очистить, воскресить». «Неискушенному глазу порою трудно определить — под диктовку беса или доброго Ангела написаны эти строки», — делится опасениями протоиерей Александр. Да, бывает, читая впечатляющие тексты, возникает вопрос об авторе: кто он? Как ему явились такие мысли? Можно ли им доверять?

Попробую сформулировать ответ. Дело не только в знаниях преподавателя Духовной Академии и Семинарии и опыте священника с многолетним стажем, не только в его исключительной рассудительности и незаурядном литературном даровании. Однажды один москвич попросил меня проведать приехавшую на обследование в больницу Минска его знакомую Наташу С. Это оказалась девушка — светлая душой, с парализованными ногами. Мы с ней мгновенно подружились. Когда она возвращалась в Москву и ее, хрупкую, почти невесомую, пришлось поднимать в вагон, то чувство сострадания не могло не тронуть. Наташа крестилась уже студенткой, однако ни разу не исповедовалась. Привезти ее в храм у мамы не было возможности, а священникам совершать таинства на дому запрещалось. Здоровье же девушки таяло.

От моих минских друзей я услышал о московском священнике, отце Александре Шаргунове, к которому можно обратиться. Рискнул поехать в столицу. Найдя батюшку, сбивчиво изложил ситуацию: «Отец бросил семью. Больная девушка, прикованная к постели, хотела бы впервые причаститься, сестренка с подружкой-сиротой — принять крещение». Просил, не думая, чем моя просьба может обернуться для находящегося под внимательным наблюдением КГБ священника. Времена были еще те…

Меня пронзил изучающий взгляд. Узнав, что я «спецрейсом» из Минска, отец Александр назначил встречу на завтра. Сколько радости было у Наташеньки после причастия! Потом он долго разговаривал с сестренкой и ее подружкой. Я ходил по коридору, ожидая. Наконец, дверь распахнулась и прозвучало: «Будем крестить!» Мне выпало стать крестным сразу двум Таням. Из переписки с ними стало известно, что батюшка регулярно причащает больную, а подружки Тани, став его духовными чадами, посещают храм.

Скончалась Наташа, которую до последних дней по-отцовски опекал батюшка Александр. Той же болезнью заболела и сестра Таня и с тем же исходом. Несмотря на невероятную занятость, постоянно, до конца земных дней и ее навещал отец Александр. Хотя трудно представить степень загруженности протоиерея Александра Шаргунова — настоятель храма, педагог семинарии и академии, постоянный участник радиопередач «Радонежа», автор книг и брошюр по самым острым проблемам современности, ведущий отдела переписки в журнале «Русский дом», где к нему обращаются со сложнейшими и разнообразными вопросами, священник, навещающий немощных, семьянин, отец…

Проходят годы, а на моем рабочем столе постоянно — то одна, то другая, то стопка книг отца Александра. Они помогают мне разобраться в истинных и ложных, временных и вечных ценностях в эпоху итогов. Афористично, компасно. Хочется запомнить.

«Мир гибнет от незнания Бога и отсутствия любви». «Критерий истины — любовь, а критерий любви — истина, Дух истины». «Личность открывается только в любви». «Всякий грех есть отсутствие любви». «Любовь проникает в сердце и исцеляет. Она побеждает зло добром, вынуждая говорить правду, она — в другом измерении и ведет туда же других. Души раскрываются ей. Она взывает к сокровенным глубинам». «Бог это любовь, и человек это любовь. Существует столько же ложных учений о любви, сколько ложных учений о Боге и о человеке». О чем бы ни шла речь, все решает, прежде всего, наша причастность Христовой любви, иными словами — дару Его благодати.

Борис Александрович Ганаго
лауреат государственной премии Беларуси, г. Минск
журнал «Русский Дом» №12, 2015

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X