В одной из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл сказал, что наше противостояние в нынешней войне антироссии становится тождественным противостоянию антихристу. Мы знаем, что существует так называемая «церковь сатаны», объединяющая вокруг себя бесноватые толпы. В Америке, например, в некоторых городах по заказу сатанинского храма установлены в публичных местах статуи Бафомету. А стотысячные манифестации гомосексуалистов и прочих извращенцев? СМИ сообщают о кровавых бойнях, вроде той, когда один молодой человек в Норвегии расстрелял около сотни людей. Или о массовых смертях на праздновании Хеллоуина в прошлом году в Сеуле. А что означало сжигание заживо людей в Одессе в Доме профсоюзов после Майдана? Эти ужасы время от времени повторяются — то в одной, то в другой стране. Невозможно представить, чтобы у нас в России было такое, но разве в нашем Отечестве все благополучно? Или мы забыли, что творилось в девяностые годы прошлого века, и кое-кто пытается сохранить это и сейчас. В связи с этим еще один вопрос. Что, по Вашему мнению, более всего мешает нам успешному проведению специальной военной операции на Украине? Как нам достигнуть в этой войне скорейшей победы?
Мы живем в мире, где все более ощущается присутствие диавола. Конечно, диавол появился не сегодня, но сейчас он действует все откровеннее и наглее. Хорошо нам всегда обращаться к Священному Писанию в разрешении жизненно важных вопросов. А в этом вопросе тем более. Кто из нас не помнит евангельский рассказ об исцелении гадаринского бесноватого. Этот человек был во власти злых духов, и он был безумен. Замысел врага рода человеческого — установить на земле такую власть над всеми людьми.
Мы не можем не удивляться силе гадаринского бесноватого. Никто не мог связать его — он разрывал не только веревки, но и железные цепи, и разбивал оковы. Именно так нужно диаволу свести с ума всех, и прежде всего молодежь. Как этого достигнуть? Он знает, что избирающие путь ничем не ограниченного греха избирают путь добровольного безумия. Диавол хочет, чтобы заповеди Божии, законы совести и стыда люди ощущали как цепи и оковы, которые мешают им свободно жить. И пусть они разбивают их. Пусть они свободно берут от жизни все, что можно.
Но не зря сказано о гадаринском бесноватом, что он мог жить только в гробах. Для него это стало единственной, естественной средой обитания, так как ему невыносимо было прикосновение к нормальной человеческой жизни.
Мы видим, что Христос, спасая души от власти сатаны, спасает живых от власти смерти. Евангелие говорит, что гадаринский бесноватый был ужасом и мучением для себя и для окружающих. Какая жуткая картина ада на земле предстает перед нами! Всегда, днем и ночью, в горах и гробах этот человек кричал и бился о камни. Диавол — жестокий господин. Жестокость — вот что в предельной степени определяет отпадение от Бога.
Что есть человек, когда свергнут его разум, и на месте разума утверждает свой престол сатана? Что стало бы с родом человеческим, если бы не спас его Господь от насильства греха, смерти и диавола?
Но как ни страшны в своей жестокости и гнусности бесы, мы не должны их бояться, потому что они трепещут от одного приближения Христа. Гадаринский бесноватый, издалека увидев Господа, прибежал и поклонился Ему. К другим людям он бежал, чтобы наброситься на них. А здесь — бежит с ужасом и покорностью, потому что в присутствии Христа в одно мгновение вся его власть и сила исчезают.
«Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего», — кричит диавол голосом этого человека. Диавол исповедует Христа Сыном Божиим, и мы не должны удивляться, когда святейшие истины исходят из нечестивейших уст. Чем ближе время «человека беззакония», тем чаще мы можем наблюдать благочестие только на словах. Как, например, у некоторых католиков и протестантов во время Второй мировой войны, приветствовавших Гитлера и оккупантов. Или у нынешних священнослужителей Украины, поддерживающих бандеровских нацистов. И верхом лжи, говорят святые отцы, будет исповедовать Христа Сыном Божиим, откровенно воюя против Него.
Слово Божие пророчествует о последних временах — покоряясь Господу, диавол не может скрыть своей вражды к Нему. «Что Тебе до меня, — говорит он, — не трогай моей свободы. Не Ты ли Сам мне ее дал?»
Господь спрашивает бесноватого: «Как тебе имя?» И тот отвечает, вернее, бесы за него отвечают: «Легион имя мне, потому что нас много». Легион — это огромное войско. Бесы воюют против Бога и человека. И в сегодняшней войне против православия и нравственных устоев легионы бесов вторгаются в нашу Россию. Особенность последней, третьей мировой войны — соединение войны земной и войны небесной. Одновременно организуются легионы враждебных России формирований, чтобы уничтожить ее. И для подавления всякого сопротивления сатанинская власть будет готова использовать легионы, в буквальном смысле, мировой военной силы.
«Нас много», — хвастаются бесы, и в этих их словах вдруг начинает звучать как бы вызов Самому Христу. «Нас слишком много, чтобы кто-то мог нас одолеть. Нас много, и мы едины». Бесов много, но они — один легион, направленный на осуществление единой цели. Сколь зловещим может быть единство без добра, без истины, без Христа! И мир, мы знаем, все более устремляется к такому единству. Какая это грозная сила! Кто устоит перед таким легионом? Какой человек, какой народ, какое человечество?
Мы не можем сказать, что у нас достаточно сил, чтобы отразить нашествие наших врагов, видимых и невидимых. Но в Господе и с силой Его мы можем победить.
Однако мир снова и снова оказывается свидетелем того, как люди отрицаются Христа, несмотря на явное чудо Его любви. Целый народ, только что избавленный от власти бесов, уныло выходит навстречу Христу и просит Его отойти от их пределов, как бы повторяя слова бесноватого: «Что Тебе до нас! Зачем Ты раньше времени пришел к нам! Не отнимай от нас свободы быть во власти бесов».
Господь показывает, что на войне, в которой так или иначе участвуют все, необходимо чем-то жертвовать. Нам хорошо знакома психология гадаринского народа, внезапно потерпевшего ощутимый урон. Сколько раз мы слышали: «Мы ничего не имеем против вашего Христа. Да, Он исцелил этого безумного человека. Но разве этого достаточно, чтобы восполнить нашу потерю, которую нельзя не связать с Его приходом? Вероятно, Он действительно велик. За исцеленного можно порадоваться, но кто вернет нам наших свиней, откормленных, приготовленных на продажу?» На продажу — потому что сами они, как предписывает закон, ни за что не будут есть свинину.
Как бы обращаясь к каждому из тех, кто стоит в недоумении перед этим событием, Господь говорит: «Ваше свинолюбие, не ужасайтесь всему этому, потому что то, что происходит с вами и вокруг вас, не менее страшно». Они не хотят понять, что Господь поступил так намеренно, чтобы коснуться самой глубины их душ, где гнездится диавол. Корень всех зол, всех грехов, власть диавола над душами человеческими — в любви к материальным ценностям, к миру и тому, что в нем. Если бы люди исполнились подлинной решимости рассчитаться со своими грехами, Господь тотчас же даровал бы им жизнь и радость. У Него всегда есть, что нам предложить взамен нашего убожества. Но вот, поставленные перед необходимостью отказаться от своих грехов и от своего мнимого богатства, люди предпочитают оставить своего Спасителя.
Однако Господь никогда никого не оставляет. Прежде чем наступит полное торжество зла, можно сказать, всеобщее беснование перед кончиной мира, Он дает надежду спасения всякому, кто не утратил еще главный признак человека — способность жить по стыду и совести, и потому способность к покаянию. Мы часто повторяем, что сейчас стоит вопрос не о том, существует ли Бог, а существует ли человек. И угроза расчеловечивания человека, судя по официальным заявлениям тех, кто ведет сегодня войну против России, — реальна.
«Но разве у нас в стране все благополучно?» — справедливо спрашиваете Вы. Разве мало у нас несчастных, искалеченных грехом, который в течение последних десятилетий старательно насаждали в нашем Отечестве алчные «торговцы свиньями»? Очень точно сказал стихотворец: «Не победив врага внутри, не победить его снаружи».
Как никогда явлена сегодня жестокость диавола. Как никогда мучим им род человеческий. И Господь милосердием Своим обращается к последним нашим глубинам: кто отзовется на всемирную людскую беду, у кого дрогнет душа, кто обратится с верой ко Господу? Потому что здесь уже начинается Суд Божий и открывается тайна Страшного Суда, последнего испытания каждого человека.
Говорят, молитва матери со дна моря достанет. Молюсь изо всех сил за своего сына, еще школьника, который пьет, курит и, кажется, уже наркоманит, но ничего не меняется. Все больше и больше засасывает его в этот омут. И невольно опускаются руки и охватывает уныние — почему Бог не слышит моих молитв? И молитв других матерей? Ведь сколько детей погибает сейчас! Или времена наступили такие, или из-за маловерия нашего не слышит нас Господь?
Силы зла ярятся сегодня как никогда. Особенно на наших детей, потому что Христос сказал: «Таковых есть Царство Небесное». Мы молимся — каждый о своем ребенке. Но многие ли молятся о всех детях нашей России? Это очень важно — молиться о них как о собственных детях. Тогда, видя наше неравнодушие к чужой беде, Господь, быть может, поможет нам и в нашей. Каждый из нас неотступно следует за Господом в своем горе, но как? Надо быть настойчивыми в своей молитве и не унывать, подобно евангельской вдове, обидчик которой «Бога не боялся и людей не стыдился». Подобно евангельской хананеянке, у которой бесновалась дочь. Как волна за волной идет молитва из ее сердца: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется!» Когда мы слышим такое, как мы реагируем? Сжимаемся от страха? Или предаем все с состраданием и надеждой Богу?
«О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему», — говорит Христос. Почему мы не достигаем силы такой молитвы? Христос изумляется глубине веры язычницы, тогда как Его служение в это время ограничивалось «овцами погибшими дома Израилева». Сегодня служение воскресшего Христа не имеет границ, и таково же служение Его Церкви. Это знание должно бы открыть нам новые горизонты нашей молитвы. Мы молимся за тех, кто в Церкви, но Церковь существует, потому что она послана, чтобы спасти всех людей и всех привести ко крещению. Наша молитва становится подлинно церковной только тогда, когда она все более открывается измерениям любви Христовой, когда мы постигаем со всеми святыми, как говорит апостол, «что есть широта и долгота, и глубина и высота» этой любви (Еф. 3, 18). И если вопль хананеянки отзывается в сердце Господа, можем ли мы быть глухими к воплю каждого человека, пребывающего в нужде и чающего спасения? Бог часто не исполняет нашей молитвы, желая, чтобы мы научились в Церкви молиться за всех людей, как за наших собственных детей.
И если сегодня, как тогда, Господь не отвечает, что делаем мы? Подчиняемся обессиливающему унынию или продолжаем следовать за Господом с нашими воплями? Сознаем ли мы, что наши вопли — это Его вопль, которым Он завершил Свои страдания любви в час Креста, это Его зов к Отцу Небесному, содержащий в себе все наши вопли?
Мы простираемся у ног Спасителя: «Господи, помоги нам! Мы погибаем, мы уже посреди ада!» И Господь отвечает нам тем ответом, который Он дал преподобному Силуану Афонскому: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Так спасает Он нас. Он дает нам мир — не так, как мир дает, как Он дает. Этот мир Его, всякий ум превосходящий, мы хорошо знаем это, мы можем получить только когда снова и снова узнаём свою немощь во всех ее видах, и этой немощью ходатайствуем за всех погибающих.
Это наше приношение, когда мы поем за Божественной литургией: «Милость мира, жертву хваления». Этим приношением дарует нам Господь мир среди ада. И нам дается обрести не только доверие к Богу, но и дерзновение к Нему, потому что отныне то, что принадлежит Ему, принадлежит нам.
Как хананеянку, Господь учит нас не ослаблять нашу молитву перед видимым Его молчанием. Это время ожидания, и оно не должно смущать нас. Но чем больше жажда правды углубляется в нас, тем большее утешение уготовляется Господом. Хананеянка молится о том, чтобы ее дочь исцелилась. И оттого что ее желание касается глубин Божественной любви к людям, Христос обещает ей: «Да будет тебе по желанию твоему».
Сегодня мы имеем одну Мать, Которая непрестанно ходатайствует пред Господом, чтобы все спаслись. И в час нашего евхаристического приношения мы молимся Ей — Той, Которая чистейшей и смиреннейшей верой ответила Богу: «Да будет Мне по слову Твоему». И благодаря этому Слово стало плотию в Ней ради нас. Пусть научит Она и нас отвечать так Господу ради спасения многих! И если мы «станем добре», как призывает нас Церковь, Господь скажет каждому из нас: «Да будет тебе по желанию твоему». Его желание спасти нас станет нашим, и совершится чудо.