Слово в день празднования Владимирской иконы Божией Матери
Эта икона — древнейшая наша святыня, перед которой восходил на царское служение святой царь-мученик Николай и принимал подвиг исповеднического патриаршего служения святой патриарх Тихон. Это значит, что Божия Матерь сугубым образом участвует в судьбах нашего Отечества и нашей Церкви.
Три раза в году совершается праздник Владимирской иконы Божией Матери. Праздник 6 июля связан со знаменитым стоянием на реке Угре в 1480 году, когда бесчисленные полчища хана Ахмата приблизились к пределам Московского княжества. Царь Иоанн III со своим войском выступил навстречу ему, но ни та, ни другая сторона не приступала к решительным действиям. Это стояние разделяла река Угра. Русские православные люди помнили, что ровно сто лет назад было другое сражение — Куликовская битва, когда заступничеством Божией Матери была одержана важнейшая победа. Но враг был еще силен.
Во все периоды нашей истории, и сегодня в том числе, это стояние на реке Угре продолжается. Враг все больше наглеет, все ближе подходит к Москве, он уже и в Москву вошел. Тысячи глаз с той стороны реки внимательно прощупывают нашу силу, чтобы уничтожить всех, кто способен держать в руках оружие. Взять в плен наших жен и детей и окончательно покорить нас. Мы далеко отступили, и дальше некуда. Эта река течет уже посередине Москвы.
Но мы должны понять главную тайну этого праздника. Если мы верны Господу, если мы обращаемся к Божией Матери, Она отступает вместе с нами. Эта река не только обозначает рубежи нашего отступления, но и присутствие Божией Матери вместе с нами. Неслучайно же эта река была названа поясом Пресвятой Богородицы. Это значит, что Божественная сила преподается тем, кто вместе с Господом, — как бы далеко ни зашел враг, как бы ни велико было наше отступление.
Божия Матерь призывает нас научиться сегодня двум вещам. Во-первых, чтобы мы помнили всегда: то, что происходит с нашим народом, имеет непосредственное отношение к Церкви. Сама Божия Матерь об этом напоминает. Как тогда святитель Геронтий выступил с посланием и благословением к великому князю и ко всему народу, чтобы они встали за землю Русскую, так и сегодня Церковь должна выступить с обращением и к великому князю, и к народу церковному, и ко всему русскому народу о том, что Отечество в опасности, что нам угрожает полная гибель, уничтожение нашей молодежи, наших детей. Не только физически убиваемых, но и духовно, и нравственно, что страшнее, ибо лишает какой-либо возможности будущего сопротивления. Обратиться с этим словом напоминания к народу и к каждому христианину — о том, что его личная судьба, как и судьба всей Церкви, связана с судьбами Отечества. Невозможно отделить одно от другого.
Во-вторых, мы должны помнить о том, как совершилась победа в этом противостоянии. Русские воины, помня о молитве всего православного народа, о благословении великого князя, стали отступать, чтобы быть ближе к своим родным святыням. Они знали, что за ними Москва, за ними вся Россия, за ними главные святыни, которые нужно сохранить. И они стали отступать к этим святыням, чтобы приобщиться силе Божией, чтобы препоясаться по настоящему поясом Пресвятой Богородицы и противостать врагу. И совершилась победа.
Враги в свою очередь стали отступать, испугавшись непонятно чего. «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». Беспорядочно стали бежать, в темноте поражая друг друга. О, если бы в сегодняшнем небывалом отступлении наш народ отступал к нашим святыням, к Владимирской иконе Божией Матери, к той благодати и крепости, которая по-прежнему хранится в Русской Православной Церкви! Тогда все бы чудесно изменилось. Мы обрели бы несокрушимое оружие, которое называется страхом Божиим. Потому что, где страх Божий, там вступает в действие и сила Божия. И тогда само наше отступление внезапно бы стало страшным для наших врагов. В самом отступлении открылась бы сила Господня, и оно стало бы для нас победоносным наступлением.
Протоиерей Александр Шаргунов