Слово на всенощном бдении в день памяти святых Царственных страстотерпцев и мучеников
Мы переживаем времена, когда многие в нашем народе все больше надеются только на чудо, потому что человеческие естественные силы и надежды уже как будто полностью исчерпаны. Подлинная надежда на чудо — это вера в Крест Христов. Недостает, к сожалению, готовности принять этот Крест как спасение.
В свое время, более двадцати лет назад, мы публиковали ряд сборников, связанных с чудесами царственных мучеников. Напомним, что в нашем храме была мироточивая икона царя-мученика и другие святыни, дорогие для всех почитающих его: икона, написанная в Харбине в 1930 году художником Володченко по откровению свыше, где по обе стороны Распятия изображены святой царь-мученик Николай и святой патриарх Тихон с сонмом мучеников и исповедников Церкви Русской, стоящих за ними, икона с молочным зубиком одного из младших царских детей, переданная нам православным приходом из Франции через близких их воспитателя Пьера Жильяра. Эти святыни и книги, посвященные чудесам царственных мучеников, собирали в день их памяти огромное множество народа на богослужениях, которые совершались еще до их прославления нашей Церковью (в Русской Зарубежной Церкви они уже были прославлены). Многие из молящихся получали помощь и исцеление.
Хочется обратить внимание еще на одно чудо, связанное с царственными страстотерпцами. В последние десятилетия множество специалистов, журналистов, писателей внимательно изучают все подробности, связанные с екатеринбургским злодеянием. Рассматривают со всей тщательностью, кто был на самом деле исполнителем этого преступления, кто первый выстрелил, из какого оружия, на каком расстоянии стрелял, кто перевозил тела убитых, кто расчленял их, сжигал. И все прочие ужасающие подробности, так что создается впечатление, что они смакуют их. Но для нас выяснить, как это происходило, значит достичь той глубины, где может быть дан ответ, почему это произошло.
И точно так же сейчас обсуждается тема подлинности царских останков. Мнения разделяются. Мы знаем, что новая Патриаршая комиссия по изучению результатов экспертизы, в состав которой входит много известных ученых-криминалистов, убеждена в подлинности останков. Их оппоненты, в основном из числа «ревнителей не по разуму», не соглашаются с ними. В качестве основного аргумента они заявляют о своем недоверии к тем, кого они считают духовными наследниками екатеринбургского злодеяния. Это отдельная тема, которая требует более подробного рассмотрения. Но для нас важно увидеть, что как противился диавол и слуги его прославлению царственных мучеников, как старались они различными способами дискредитировать после революции 1917 года в глазах народа мощи всех наших великих святых, так изощренно теперь изыскивают они различные способы не дать православному народу припасть к святым мощам царственных страстотерпцев. Потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст, нагие кости святых угодников дороже всех сокровищ мира. И мы можем сказать, что мощи святых царственных страстотерпцев могут оказаться дороже всего золота, всех алмазов, всех утраченных богатств России, опираясь на которые она надеялась возродиться.
Святые царственные страстотерпцы, как и все святые, настолько близки к подвигу Христа, что все, связанное с их мученичеством, исполнено пророческого смысла. Неслучайно они занимают центральное место в истории русской святости минувшего столетия. И то, что происходило в доме Ипатьева, имеет таинственное продолжение в уже совершившихся и еще ожидаемых событиях в жизни нашей Церкви и нашего народа.
Когда царская семья оказалась в плену у безбожной власти, комиссары были вынуждены все время менять охрану. Потому что под чудесным влиянием святых узников, находясь с ними в постоянном контакте, эти люди невольно становились другими, более человечными. Здесь с самого начала — пророчество о том, что святые царственные мученики могут оказывать благотворное влияние на весь наш народ, отступивший от Христа, предавший Помазанника Божия. И даже порою на тех, кто являлись исполнителями этого преступления.
В конце концов, большевики были вынуждены поставить стражниками людей особого типа, из так называемой красной гвардии. Типичным представителем их был комендант Ипатьевского дома Авдеев, бывший уголовник, запойный пьяница, который был ранее четырежды судим за кровавые убийства и грабежи, а теперь представлял себя «жертвой старого несправедливого режима». Большевики охотно доверяли подобным личностям охрану царской семьи, говоря, что такие люди им «социально близки».
Они были им близки духовно. Здесь можно усмотреть прямую параллель с тем, что стало происходить в России сразу же после так называемой «перестройки». Вчерашние руководители большевиков-ленинцев явили нам, выражаясь их терминологией, «сращивание» с криминальными структурами, с уголовниками. Для них они оказались духовно близкими. И с помощью таких сил они надеются удержать власть над Россией.
Комендант Авдеев и его команда издевались над царственными страстотерпцами, над детьми, над чистыми невестами Христовыми, рисуя всякие непристойности на стенах дома Ипатьева, подписывая их скверными словами. Не проступает ли здесь та реклама растления и беззакония, которая стала наполнять улицы наших городов и входить в наши дома через телевидение и интернет? Новые христоненавистники у власти окружили этой уголовщиной всех детей России.
За двенадцать дней до расстрела царской семьи в свою очередь Авдеев и его подчиненные тоже были сменены. Новой охраной стала бригада интернационалистов из австрийцев, чехов, латышей, евреев — малограмотных, идеологически отравленных до мозга костей. В последние дни накануне страданий царственным страстотерпцам приходилось быть в этой атмосфере удушающей ненависти.
Не такая ли перспектива ожидает всю Россию в недалеком будущем, когда для нашего народа будут подобраны такие распорядители, для которых вообще ничто русское не будет иметь никакого значения?
Особое место в ряду этих преступников занимает фигура предводителя убийц Юровского. Он был постоянно на связи с Троцким, Лениным, Свердловым и прочими организаторами злодеяния. Именно Юровский в подвале Ипатьевского дома прочитал распоряжение Екатеринбургского исполкома и первый выстрелил прямо в сердце нашему святому царю. Он стрелял в детей и добивал их штыком.
После убийства святых царственных страстотерпцев в подвале Ипатьевского дома на стене была обнаружена надпись на немецком языке: «Царь Валтасар был убит своими слугами». Это дало повод для рассуждений, не было ли убийство ритуальным. Аргументы в этой полемике напоминали то, что говорилось во время знаменитых антисемитских процессов в начале XX века накануне революции. С той только разницей, что теперь евреи не были для русских людей жертвами и гонимыми, а гонителями и убийцами. Мы знаем, что большинство среди верхушки большевистской власти, а также органов репрессий, таких как зловещее ЧК, были евреи. Впоследствии на этом основании нацисты стали говорить об иудеобольшевизме, как главной опасности для человечества. Это была одна из самых излюбленных тем их пропаганды.
Конечно, то, что произошло тогда, было своего рода проекцией на установление «ига, лютейшего паче всякого иного», как говорится в молитве новым мученикам Российским. Здесь пророческое указание на явление из этой среды «человека беззакония», антихриста. Ибо антихрист, как учат святые отцы, будет по происхождению иудеем из колена Данова. И его появление будет подготовлено грехами всего человечества, когда темная мистика, разврат и уголовщина сделаются нормой и законом жизни.
Мы далеки от мысли, чтобы осуждать какой-либо народ за его национальность. В конце концов, Сам Христос по плоти вышел из этого народа, Его апостолы и первые христианские мученики были иудеями. Дело не в национальности: царь Николай II, как кто-то тщательно исчислил, имел только один процент русской крови. (Заметим, это одно из ярких доказательств того, что власть православного монарха не есть просто национальная традиция русского народа, а благодатное установление Божие.)
Вспоминается рассказ из тех времен, когда, согласно установке власти, «имя Божие должно было быть навсегда забыто на территории СССР». Одна девочка-первоклассница по секрету показала своей подруге лист, вырванный из художественного альбома с изображением Христа. «Кто это?» — спросила ее подруга. «Он чисто русский!» — ответила та с непоколебимой убежденностью. В этом наивном утверждении была глубокая истина: в каждом народе и каждом человеке подлинно только то, что принадлежит Христу.
Царь-страстотерпец особенным образом духовно связан с русским народом. И судьбой своей, и служением, и готовностью принести себя в жертву за спасение России. Он это совершил. И мы молимся ему, отдавая ясный отчет в том, что грех цареубийства сыграл главную роль в страшных событиях XX века для Русской Церкви и для всего мира. Перед нами стоит только один вопрос: есть ли искупление этого греха и каким образом оно может быть осуществлено. Церковь всегда призывает нас к покаянию. Это значит, к осознанию того, что произошло и какое это имеет продолжение в сегодняшней жизни.
Если мы действительно любим нашего святого царя и молимся ему, если по-настоящему ищем нравственного и духовного возрождения нашего Отечества, мы должны не пожалеть никаких сил для того, чтобы преодолеть страшные последствия массовой апостасии (отступничества от веры отцов и попрания нравственности) в нашем народе и увидеть смысл нового бедствия, посланного нам сегодня за наши грехи, которое может превзойти по своей глубине и масштабам все прежние бедствия, все революции и войны.
Остановимся еще на том, что особенным образом волнует нас сегодня. Во-первых, беспрецедентно открытая вражда по отношению к России со стороны Америки и почти всей Европы, напоминающая нам худшее, что было в этом смысле в истории: польско-литовское нашествие 17 века, Наполеона, Гитлера и даже Черчилля с его недавно ставшим известным планом атомных бомбардировок десятков главных городов России после 1945 года. А во-вторых, внезапно открывшаяся угроза отравления человечества с помощью яда нескончаемых смертельных вирусов. Люди переживают смятение и разделение. Одни говорят, что не надо сгущать краски, а многие исполнены предельной тревоги. Недавно один известный израильский ученый сказал, что, может быть, мы принадлежим к последнему поколению человеческого рода. Невольно приходит на память толкование преподобным Амвросием Оптинским эсхатологического видения святителя Филарета Московского, в котором кратко обозначается вся история человечества с точки зрения истинной Церкви Христовой: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Рим с первоверховными апостолами Петром и Павлом; Троя, то есть Малая Азия с семью малоазийскими церквами святого Иоанна Богослова и Константинополем святого Андрея Первозванного; Египет с отцами-пустынниками. Четыре страны — Рим, Троя, Египет и Россия — символизируют эту Церковь. После расцвета жизни во Христе и падения первых трёх показана Россия; после России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России ради презрения заповедей Божиих, и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова».
Как не вспомнить тут в сегодняшний праздник слова неподкупного воспитателя царских детей Пьера Жильяра: «Император и императрица думали, что они умирают за Отчизну. Они умерли за все человечество. Их истинное величие не в императорском достоинстве (хотя, как мы видим, это имело и имеет значение), но в достижении высших человеческих добродетелей, до которых они постепенно возвысились. Они стали духовно совершенны; это дало им не земную преходящую силу, но чудесную твердость и ясность души древнехристианских светочей, против которых бессильны людская злоба и которые торжествуют в самой смерти». Есть только два варианта того, что ожидает мир и Россию. Либо чудом заступничества царственных страстотерпцев и всех новых мучеников Российских Господь дарует нашему народу возродиться ради спасения многих. Но это произойдет только при нашем участии — вопреки естественной немощи, греховности, бессилию и маловерию. Либо, согласно Апокалипсису, Церковь Христову ждут новые, еще более грозные потрясения, в центре которых всегда будет Крест Христов. Молитвами царственных страстотерпцев, возглавляющих сонм новых мучеников и исповедников Российских, да будет дано нам выстоять в этих испытаниях и стать причастниками их подвига.
Протоиерей Александр Шаргунов