Слово на Пассии. Евангелие от Марка
Апостол Петр — пример катастрофического падения и самых страшных нравственных страданий. Можно было бы проследить, как это происходит с ним во всем Евангелии. Но достаточно одной фразы Евангелия: «Петр же следовал за Ним издали». Он следовал за Господом издали — прежде всего в самом буквальном смысле. Но здесь присутствует также духовный смысл, и все святые отцы сходятся в определении его как «теплохладности».
Теплохладность — это отказ от любви. Мы все помним известные слова Апокалипсиса: «Знаю дела твои, ты ни холоден, ни горяч — о, если бы ты был холоден или горяч — но как ты ни холоден, ни горяч, извергну тебя из уст моих» (Апок. 3, 15—16).
«Извергну тебя из уст Моих». В Евангелии от Луки, почти сразу же после притчи о блудном сыне, Господь употребляет почти те же слова. Он говорит фарисеям, что они — «мерзость перед Богом» (Ин. 16, 15). Мы должны почувствовать, что означают эти слова: тошнота, рвота, омерзение. Вы Мне отвратительны, омерзительны, вы вызываете у Меня рвоту. «Я изблюю вас». Вот что такое равнодушие. Когда общаешься с молодежью в семинарии, видишь, как они бывают остро чувствительны, когда кто-то произносит святые слова формально.
Теплохладность, как учит великий духовный наставник IV века преподобный Кассиан, — это уныние, духовная леность и тяжесть человеческой жизни. Это охлаждение, одряхление любви. Нет ничего печальней этого. Любовь, оказывается, может стареть, люди не могут сохранить ее столь же юной, как она когда-то была. Больно видеть это в отношениях супругов, близких друзей. В мире, где из-за умножения беззаконий охладевает любовь, мы призваны явить, что есть подлинная христианская жизнь.
Оттого что Петр следовал за Христом издали, он пришел к отречению от Него. Для этого достаточно оказалось небольшого разговора с обыкновенными, ничего не значащими людьми — вроде привратников, служанок, сторожей. Некоторые из них узнали его. Петр сразу же обозначил дистанцию между собой и Христом. «Он следовал за Ним издали». Он выдерживал расстояние, чтобы избежать риска быть арестованным как Его ученик. И внезапно это расстояние становится бесконечным. «Я не знаю Его», — говорит он. Отречься от кого-либо — значит отрицать его. Отрицать его — значит желать, чтобы его не было. «Не знаю этого Человека», — что это значит? Это значит, что этот Человек для меня не существует, я хотел бы, чтобы Он не существовал.
Мы можем измерить тяжесть отречения Петра, вспомнив слова Господа: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от него и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10, 33). Отречение здесь противостоит исповеданию. «Кто исповедает Меня пред людьми, того и Я исповедаю пред Отцем Моим» (Мф. 10, 32). Что значит исповедать кого-либо? Это значит возвестить о единении с ним. Петр должен был сказать о своем единении с Господом. Вместо этого он отрекся. Те, кого мы называем исповедниками веры и мучениками, — возвестили миру о своем единении со Христом, исповедали, что они принадлежат Ему. «Поведут Его к правителям и царям за Меня», говорит Господь (Мф. 10, 18). И еще: «Потерявший душу ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 38). Петр отрекается от Христа, он отказывается потерять свою душу ради Христа, он отказывается быть единым со Христом. Он отрицает Его. Господь как бы не существует для него.
Можно найти оправдание для Петра. Может быть, он думал, что это не настоящее отречение. Что оно не такое серьезное, как то тройное отречение, о котором говорит Христос: «Прежде чем воспоет петух, ты трижды отречешься от Меня (Лк. 22, 34).
Сделаем небольшое отступление. Было два пения петуха, одно — в полночь, другое — около трех часов утра. Греки и римляне давали одно именование — «петлоглашение» — времени от пения петуха в полночь и пения петуха в три часа утра. Между полуночью и тремя часами утра было время «петлоглашения». В Евангелии от Матфея, Луки и Иоанна второе пение показано как решающее.
Петр тем не менее следует за Господом. Он уверен, что ему хватит мужества свидетельствовать перед синедрионом. Но что-то происходит с ним, что-то все более проникает ему в сердце. Это — страх. В основании всякой трусости — страх, страх умереть. Если не совсем умереть, то, по крайней мере, частично. Это значит лишиться благополучия, спокойствия, комфорта. Именно это всегда является причиной трусости. Порой люди готовы переступить через последнюю черту, только бы не потерять того, за что они всеми силами держатся, — своего мнимого богатства.
Так Петр ищет предлога уйти от ответственности. И это уже начало неверности. Он, может быть, пытается успокоить себя: здесь не место для исповедничества. Ради чего он должен откровенничать перед этими привратниками? Зачем бросать бисер перед свиньями? А может быть, он начинает стыдиться Христа? Во всяком случае, он внезапно обнаруживает свою полную несостоятельность. Это полное крушение его достоинства.
Мы должны задуматься о том, что такое утрата человеческого достоинства. Мы должны всегда обращаться к сокровенности любви Христовой. Что в самом сердце Его доверия к нам? «Будьте сынами Отца вашего Небесного» (Еф. 4, 1). «Вы — сыны Отца вашего Небесного», — говорит Христос. Этим исполнена любовь Господа, в этом величие и достоинство приобщения человека к Богу. Но Бог оказывается порой перед нашей неверностью. Перед тем, что являет сейчас собой Петр, тот, кто всегда говорил от имени апостолов. Пусть каждый из нас увидит, что речь идет сейчас о нем. Отрекался ли я когда-нибудь от Христа? Может быть, нет. Но если взглянуть на себя чуть-чуть повнимательней? «Все, что вы сделали одному из братий Моих меньших, — говорит Христос, — вы сделали Мне» (Мф. 25, 45). Может быть, я встретил Христа в виде моего страждущего ближнего, не обязательно подвыпившего бомжа у ворот храма, но кого-то из членов моей семьи или моего прихода. Я могу пройти мимо кого-то из них или, как сказано в Евангелии о Петре, издали — из боязни скомпрометировать себя в чьих-то глазах.
Дай Бог нам увидеть взгляд Христа, обращенный к Петру. «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра» (Лк. 22, 61). Господь оборачивается, Он останавливает Свой взгляд на Петре. Это слово в Евангелии на греческом языке означает взгляд, устремленный внутрь. Господь смотрит взглядом, проникающим в сердце. И Петр приходит в себя. Он вспомнил слово Господа: «Прежде чем пропоет петух, отречешься от Меня трижды», и, «выйдя вон, заплакал горько» (Лк. 22, 61). Перед этим взором Господа сразу же начинают течь слезы.
«Господь, обратившись, взглянул на Петра». Не пропустим этих слов. Хотя Христос стоял спиной к Петру и был в это время судим, Он знал все, что сказал Петр. Христос обращает больше внимания на то, что мы говорим и делаем, чем нам кажется. Когда Петр отказывается от Христа, Христос не отказывается от него. Хорошо для нас, что Христос не ведет Себя так по отношению к нам, как мы ведем себя по отношению к Нему. Христос взглянул на Петра, потому что знал, что хотя тот устами отвергся Его, его взор по-прежнему следовал за Господом. Господь только взглянул на него — взглядом, значение которого никто не мог понять так, как Петр.
Это был убеждающий взгляд. Петр сказал, что он не знает Христа. Христос обернулся и взглянул на него: «Разве ты не знаешь Меня, Петр?» Это был протестующий, исполненный укора взгляд: «Как, Петр, неужели ты теперь отрекаешься от Меня? Ты, который исповедал Меня Сыном Божиим и торжественно обещал, что никогда не отречешься от Меня?» Это был взгляд, исполненный сострадания. Господь посмотрел на него с любовью: «Бедный Петр! Как раздавлен ты этим падением. Никогда уже тебе не восстать, если Сам Бог не поможет тебе». Это был вразумляющий взгляд. Христос показал ему Своими глазами путь и направил его по нему. Это был открывающий глубины новой жизни взгляд. Он сообщал благодать сердцу Петра. Пение петуха не привело бы его к покаянию без этого взгляда. От него исходила сила, изменяющая сердце Петра.
Этот взгляд Господа — взгляд Невинного, приговоренного к смерти. Это взгляд Того, Чье осуждение на смерть спасает меня. Тот, о Ком я говорил, что не знаю Его, Своею смертью спасает меня, и этот взгляд Его останавливает меня. И в этом взгляде Христа — взгляд Самого Бога. «Видевший Меня, — говорит Господь, — видел Отца» (Ин. 14, 1). Кто видит Его взгляд, тот видит Отца. Это взгляд полного прощения. Бог прощает. Его взгляд, в особенности там, где страдание, не может не прощать. Может быть, вы думаете, что во взгляде Господа укор? Поднимите сами свои глаза навстречу Ему. Разве вы еще не знаете, каков наш Бог? Христос пришел, чтобы явить любовь Отца. Неужели Христос укоряет в чем-то Петра? Нам ничего об этом неизвестно, у нас есть только Евангелие. А если это укор, то растворенный в прощении. Собственно говоря, укор — это совсем другое: «Ты не должен был так поступать». Если в этом взоре укор, то скорее: «Ты можешь поступить лучше, и ты поступишь лучше, настолько лучше, что примешь смерть на кресте». Именно таким, наверное, был взор Христа. Это глубже проникает нам в сердце, чем взгляд укора, в котором одно обвинение. Бог не обвиняет никого так, как мы можем обвинять. Если Он обличает, то совсем по-другому — так, как свет солнца обличает грязь на моей одежде.
И вот что еще мы должны понять. Несмотря на свое отречение, Петр был глубоко верен Господу. Не имело значения, что он сделал, насколько страшным было его падение. Он оставался предан Христу. Есть надежда для человека, который, даже впадая в грех, устремляется к Богу. Петр был слишком уверен в себе. Если кто самонадеянно скажет: «Есть одна вещь, которую я никогда не сделаю» — это может быть то самое, чего он должен особенно остерегаться. Сатана внимателен и хитер. Он наносит удар туда, где человек слишком уверен в себе. И по этой причине оказывается менее всего подготовленным к нападению. И мы не должны забывать, что Петр был одним из учеников, которые имели мужество следовать за Господом до двора первосвященника. Опасность искушения — цена, которую платит тот, кто исполнен отваги в мыслях и в поступках.
На Тайной Вечери Господь сказал удивительные слова Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Как если бы Он сказал: «Ты отречешься от Меня и будешь плакать горькими слезами. Но в результате ты сможешь лучше помочь своим братьям, проходящим через такое же искушение». Мы не можем по-настоящему помочь человеку, пока сами не окажемся в той же печи искушения или той же бездне стыда, как он. О Самом безгрешном Господе сказано: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). И все святые, прошедшие через горнило искушений, напоминают нам: «не искушен неискусен». Пережить стыд падения и неверности необязательно означает полное поражение, потому что таким образом мы обретаем сострадание и понимание, которого иначе никак не могли бы обрести. В таинстве елеоосвящения, когда мы приносим сугубое покаяние, в напоминание об этом звучат такие слова: «Петра верховнаго, отвергшагося Тебе трижды, покаянием приял еси и глаголал: ты еси Петр, и на камене сем созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея».
Протоиерей Александр Шаргунов