Слово в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов
Все мы призваны быть исповедниками единой спасительной веры Церкви. «Вы — свет мира», — обращается Господь к Своим ученикам всех времен (Мф. 5, 14). И среди тьмы всех заблуждений и греха Господь утешает верных: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).
История христианства двадцати с лишним веков свидетельствует о том, какое множество христиан веровали и жили согласно заповедям Христовым, соблюдали со всей тщательностью евангельский закон и стали маленькими солнцами, отражающими свет великого Солнца, Господа нашего Иисуса Христа. Среди тех, кто сотворил и научил — отцы Церкви, составившие Вселенские Соборы и определившие правила истинной веры и нравственности. Святые иерархи сражались против еретиков, ложно учивших о личности нашего Спасителя. Шесть Вселенских Соборов утвердили истину того, что Христос — Богочеловеческая Личность с двумя таинственно соединенными друг с другом естествами. Христос — совершенный человек и совершенный Бог — один и тот же Христос, в Котором эти два естества соединены «нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно». В одном Лице и одной Ипостаси один и тот же Единородный Сын Божий, Бог Слово. Эту тайну они проповедовали, просвещенные благодатью Духа Святого, единосущного и равночестного Отцу и Сыну.
Учители Церкви, устроители Вселенских Соборов и все учители и отцы Церкви, жившие в разные времена, были примером христианской жизни. Они были духовными светилами, маяками для человечества. Они соединяли в своей жизни практику и теорию, осуществляя на деле то, чему учили. К каждому из них относятся слова Христовы: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».
Слыша эти Христовы слова, может быть, кто-нибудь из нас скажет с удивлением: «Христос заповедует Своим последователям две вещи — сотворить и научить. У учителей и отцов Церкви было то и другое — святая жизнь и просвещение. Но я не знаю многого. Я не изучал богословия. Я не могу проповедовать. Что же будет со мной и с такими, как я? Допустим, мы творим — но не учим. Следовательно, не будем приняты в Царство Небесное».
На это недоумение Церковь отвечает кратко и ясно. Когда Христос говорит, что Его верные ученики должны не только жить по-христиански, но и учить других, это не означает, что все верующие должны изучать богословие и быть способными проповедовать о чудесах Христовых с амвонов храмов. Такой труд — для немногих получивших от Господа дар проповедания. На этих проповедниках лежит великая ответственность, и они должны быть очень внимательны к своей жизни. Если они не живут согласно тому, чему учат, они окажутся лицемерами, теми, к кому относится приговор Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13).
Кроме церковной проповеди с амвона есть иной род проповеди. Это — простое учительство. Это те немногие слова о Христе, которые самые некнижные христиане могут произнести. Это те немногие слова, которые исходят из сердца глубоко верующего во Христа и соединяющего Писание с каждодневной жизнью. Эти немногие слова могут сильно действовать на других людей. На тех, кто живет в грехе и обмане, но обретая веру во Христа, начинают меняться — не благодаря чьему-то красноречию, но благодаря простым словам, которые они услышали от смиренного верующего. Таким смиренным верующим был царь-страстотерпец Николай II. Я лично знаю одного священника, жизнь которого из теплохладной стала горячей, когда он прочитал слова святого царя о любви, переданные им через свою дочь незадолго до своей смерти. Таким смиренным верующим был святитель Николай Милостивый, небесный покровитель святого царя. После него не осталось ни одной книги, ни одной проповеди. Но разве он меньше почитается церковным народом, чем великие богословы, известные гениальными сочинениями? Разве он не выдающийся богослов в своем милосердии по образу Доброго Пастыря и в своем святом гневе по отношению к оскорбителю веры? И таким смиренным верующим был преподобный Серафим Саровский, пророчествовавший о славе нашего святого царя. Мы помним из жития преподобного Серафима, как приехал к нему из любопытства в обитель прославленный генерал и после продолжительной беседы вышел, рыдая, как ребенок, оставив в келье преподобного все свои ордена. Какие простые слова сказал ему святой, которые, как меч, рассекли его и проникли «до разделения души и духа, составов и мозгов», как говорит апостол (Евр. 4, 12)?
Всякий, кто верует во Христа, может быть учителем и проповедником Писания. К таким относится слово Господне: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Мы не можем сравнивать себя со святыми, но все мы призваны к святости. И ко всем нам относится слово Божие: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). И все мы без исключения обязаны исполнять заповеди Божии и каждый, по мере его дарований, просвещать наших ближних.
Протоиерей Александр Шаргунов