Слово в день памяти всех святых, в земле Русской просиявших
Сегодня праздник всех святых русской земли. Что мы можем прежде всего сказать об этих святых? Преподобный Серафим Саровский на пороге своей смерти показывал на святые иконы и говорил: «Вот это мои родные, близкие». И это было реальностью — люди, с которыми он вступил в родство во Христе. Мы тоже называем святых нашими сродниками, и от этого родства зависит крепость нашей жизни во всех ее областях.
Когда мы теряем родство со Христом и святыми, земля наша приходит в такое запустение и разорение, что грозит гибелью целому народу. Ничто не остановит эту гибель, если мы не обратимся за помощью к нашим сродникам, которые ждут нашего подлинного, глубокого молитвенного обращения.
Господь говорит сегодня в Евангелии о призвании на святость. Когда Он обращается к ученикам, мы видим, как быстро они отзываются на Его зов. Такое впечатление, будто раньше они очень много размышляли обо всем, что было сказано им теперь одним словом, и готовы, оставляя отчий дом и все, что у них есть, оставляя сети свои не в час скудости, а в час самого богатого улова, следовать за Господом. Они готовы постоянно и неотступно следовать за Христом, горя сердцами, любовью к Тому, Кого искали, и наконец нашли.
Но мы знаем, что в ночь, когда Господь был предан в руки беззаконников и грешников — в руки тех, кого Он пришел спасти, — самые верные Его ученики разбежались. Потом они снова уже до конца своей жизни были преданы Ему. Эта преданность — не просто новый дар Господа, который приняли они в Воскресение и Пятидесятницу. Это следствие также, и прежде всего, смирения и понимания, что на самом деле мы значим, как велик грех и как сильна смерть, которые владеют нами, и как нужно дорожить общением с Господом и Его святыми.
Мы говорим «святые». Но они же и грешные, потому что каждый из них говорит: «От них же, грешников, я первый». Потому они и святые, что это понимали. И так понимали и переживали свое падение, что грехи уже теряли всякую власть над ними, и влек их к Себе только Господь. Таков путь святых и нас, грешных, в Церкви Божией.
Не страшен грех, говорит нам Церковь в день всех святых, когда рядом с этим грехом дух самоукорения, сокрушения, дух подлинного, глубокого покаяния. Но страшно, когда этот дух самоукорения оставляет нас, и мы как будто привыкаем — вначале к каким-то незначительным грехам, а потом и к бóльшим, и вообще перестаем замечать, что происходит вокруг нас и в нас. Хоть сам сатана приходи — вроде бы все нормально. Когда мы теряем понимание того, что такое грех, мы становимся очень близки — ближе, чем мы думаем, — к тем людям, о которых Христос говорит, что они и в церковь ходят, и все соблюдают, но «приближаются ко Мне только своими устами, а сердце их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8).
В день празднования всех святых и всех святых, в земле Русской просиявших, хорошо бы совершить, как на праздник Троицы, коленопреклоненную покаянную молитву, и молиться за себя и за всю нашу Церковь: «Господи! Молим Тебя за Твою Церковь, за ту, которая свята и непорочна. И за ту, которая не имеет нищеты и не имеет сияния благодати. За ту, которая сопротивляется Тебе. И будучи Невестой Христовой, не хранит своей чистоты. Молим Тебя, Господи, за ту Церковь, которая противится Твоей красоте, явленной на Кресте. Которая не хочет, чтобы эта красота была ее хранительницей, но отвергает чудо, доверенное ей, и отказывается кормить детей Божиих, лишенных хлеба, потому что они “не двора сего”». «Вся Церковь есть Церковь кающихся и Церковь погибающих», — говорят святые отцы.
Мы должны сегодня молить Господа о святой Церкви, которая грешная, чтобы она вернулась ко Господу. Мы должны молиться о самих себе, чтобы никогда в нашей неверности Господу не дойти нам до Иудиного предательства; чтобы при всяком нашем падении нам открывался взлет любви, обновленной и углубленной — как у апостола Петра, как у всех святых. Но мы знаем, молясь о себе и о Церкви, что в нашем союзе с Господом, всегда непрочном и колеблющемся, в нашем усилии исполнить заповедь, всегда побеждаемые, как мы говорим в молитве к Божией Матери, в этом царстве Христовом, которому мы принадлежим и которое всегда под угрозой утраты, — есть любовь Божия. Любовь, которая никогда не колеблется, которая всегда, вчера и сегодня и во веки та же (Евр. 13, 8), и поэтому всегда победоносна.
Да будет даром Господним нам предстательство всех святых, чтобы наша неверность Господу не стала равнодушием к истине и отчаянием, но покаянием обратилась в верность Ему, уже ничем непоколебимую! И бегство наше от страшных испытаний не привело к такому страху, который уже не дает мужества собраться с силами. И наше отступничество не завело в такую «страну далече», куда Господь не пришел бы раньше нас, и где Он не ждет нас. Да не будет запачкана наша душа такой грязью, которую Христос не сможет уже омыть Своею Кровью!
В праздник всех святых мы удивляемся их великому множеству. Мы молимся Господу, чтобы никогда не забывать, что и мы призваны к святости. Эти слова не должны стать у нас просто словами. Только в этом единственный смысл нашего существования.
Да будет Церковь, к которой мы принадлежим, поистине устремленной ко Господу! Тогда Господь не даст умереть этой Церкви от жажды в сегодняшней пустыне. Он не позволит никому заградить ее путь к Нему неодолимыми преградами, Он не перестанет ее хранить. Пусть не оскудеют никогда ее новый елей милосердия Божия и новое вино Евхаристии, о которых сказано: «Елея же и вина не повреждай» (Откр. 6, 6). Пусть покроет Господь Свою Церковь молитвами всех ее святых: мантией отшельника, омофором святителя и той одеждой, которой «яко багряницею и виссом» украшается Церковь Христова — кровьми мучеников, бесчисленных новых мучеников и исповедников Российских. И омофором Пречистой. Из каждого собрания Церкви Христовой во всех храмах да составит Господь сегодня праздник и возвеселит ее, как в дни ее юности, когда благодать Божия была столь велика, что бесчисленное множество посторонних из всех народов приходили в Церковь и никогда уже не хотели отступать от нее.
Господь наш милосердный да помилует всех нас и да дарует нам способность ответить на ожидание своего Господа и никогда не обмануть Его. Он никогда не даст похитить из руки Своей то, что дал Ему Отец Небесный. Чем больше скорби, тем больше Господь любит Свою Церковь. Будем молиться, чтобы взгляд Его, который пронзает сердце не одного апостола Петра, а сердца миллионов людей, всех, когда-то отступивших от Господа своим грехом: «Я не знаю этого Человека», — привел всех к исповеданию: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 20).
Церковь — блудница, говорят святые отцы, которую Христос непрестанно омывает Своей Пречистой Кровью, чтобы сделать ее непорочной Девой, не имеющей пятна или порока, или нечто от таковых. Она задумана Господом на заре творения мира. Она сходит с небес в вечер человеческой истории, чтобы эта святая Церковь грешных стала нашим непоколебимым вечным спасением — со всеми святыми.
Протоиерей Александр Шаргунов