Слово на Пассии. Евангелие от Марка
Постараемся запечатлеть в своих сердцах слова Евангелия о страданиях Христовых, которые мы сподобились снова сегодня услышать. Пусть они помогут нам научиться жить в верности нашему Господу, а не так, как те, кто осудил Его. «Ты ничего не отвечаешь? — спрашивает Христа Пилат. — Видишь, как много против Тебя обвинений» (Мк. 15, 4). Пилат дивится, видя, что Христос не защищает Себя. Это было действительно удивительно. Нормально было бы возвысить голос против лжи и несправедливости. Закричать, что все, что здесь говорится, — неправда. Чистой воды выдумка.
Христос, столь часто говоривший во время Своего служения, всякий раз говоривший, что Он должен это делать, всякий раз, когда Его слово могло помочь, молчит перед Пилатом. Он молчит, потому что говорить было бесполезно. Его молчание сейчас более красноречиво, чем любое слово, которое Он мог бы произнести. Всем Своим существом, не произнося ни единого слова, Он свидетельствует, что Он Праведник, неправедно судимый.
Может быть, в Его молчании можно услышать молчание ребенка или женщины, подвергшихся избиению, которым после напрасного крика и плача ничего не остается, кроме как замолчать? Может быть, в Его молчании — также молчание тех, кого вменяют ни во что, и у кого ничего нет, абсолютно ничего, даже ни единого слова сказать в свою защиту? Мы знаем, какое торжество зла происходит сегодня в мире. Как это было у нас в России после переворота 1917 и 1993 годов, и не только тогда. Какие слезы и какая кровь льется сейчас на той земле, которую хотят навсегда отделить от нас бесстыдством, ложью и насилием! А Бог молчит, потому что Он даровал человеку свободу. Да, свободу, чтобы зло, избирающими его вместе с диаволом, могло раскрыться до конца. И в час последнего Суда дыханием уст Божиих быть уничтоженным до конца.
«Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк. 15, 15). Пилат мог встать на защиту Христа, и он должен был это сделать! Он знал, что этого требовала его совесть. Но таким образом он создал бы для себя проблемы. И он должен был отдавать себе в этом отчет. Ему надо было плыть против течения, против движения толпы, все громче требующей своего. Против безумия. Он предпочел оставить все, как идет. Так было проще. Сколько зла совершается в мире, оттого что люди не сопротивляются злу, оттого что мы не сопротивляемся, оттого что этот и тот человек, зная, что происходит, предпочитают незаметно ретироваться. Самые презренные подлецы и трусы — не всегда из тех, кто кажутся таковыми.
«И была надпись вины Его: Царь Иудейский» (Мк. 15, 26). Царь, повешенный на Кресте. Царь, не сказавший ни слова. Царь, за Которого никто не заступился. Царь, Которого никто не стремится увидеть и от Которого все отворачиваются. Царь, Который для всех — как бы ничто. Осмеянный Царь. Слева и справа от Него — два преступника. Он пришел в мир ради них. Чтобы спасти этих двух людей. Чтобы предложить им Свое Царство.
Христос — не Царь Иудейский, Он — Царь мира, всех живущих, потому что Его любовь хочет взыскать всех живущих. Включая нас. Включая меня. Не исключая никого.
«Элои! Элои! Ламма савахфани?» — «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34). Предельная оставленность Христа на Кресте. Предельная скорбь, какая только может быть. Столько людей, мужчин и женщин, юных и старых, верующих и неверующих, страдают от предельного одиночества и предельной скорби. Где же Бог? «Боже, зачем Ты меня оставил?»
Почему такое одиночество и такая скорбь в мире, такое смятение и отчаяние, и такая тоска? Христос не отвечает, не объясняет. Он раньше уже все объяснил. А теперь Он может только сказать, что Он прошел через все это. Он пережил все, чтобы до конца мира быть там, где люди страдают от предельного одиночества и предельного страдания. Он присутствует в самой гуще страдания, чтобы свидетельствовать о бесконечной Отчей любви. Мы никогда не бываем оставлены Богом!
Протоиерей Александр Шаргунов