Слово в день празднования Влахернской иконы Божией Матери
Эта икона из Влахернского храма в Константинополе положила начало многим другим чудотворным иконам, именуемым «Одигитрия», то есть «Путеводительница». Именование этой иконы памятно для нас тремя драгоценными праздниками Влахернского храма. Во-первых, это праздник Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Во-вторых, один из самых любимых русским православным народом праздников — Покров Пресвятой Богородицы. И, наконец, праздник в субботу пятой седмицы Великого поста — Похвалы Пресвятой Богородицы. Влахернская икона прославилась благодаря чудесному событию 626 года, когда после молебна перед этим образом и обхождения с ним стен византийской столицы была дарована победа над осаждающими ее аварами. Разумеется, дело не в одном только этом событии, а в том, что через эту икону Божия Матерь всегда напоминает нам о Своем благодатном присутствии, о готовности немедленно придти к призывающим Ее на помощь.
Именно это пытался выразить Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария с даром чудотворной иконы: «Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх». На левой руке Богородицы изображен сидящий Младенец, Который благословляет одной рукой, а в другой держит свернутый свиток. И мы слышим, как три праздника, связанные с влахернской иконой Божией Матери, соединяются в одну хвалу Пречистой.
«Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя: яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою». Эти молитвы, с которыми священник облачается перед началом Божественной литургии — исполнение древнего пророчества Исаии — можно отнести к Божией Матери.
Все что можно сказать прекрасного о творении, мы поем, имея в виду нашу Небесную Матерь. Пусть все творение возвеселится, пусть вся природа трепещет от радости. Пусть небеса возрадуются и облака кропят правду. Пусть горы источают сладость меда и холмы радость, потому что Господь умилосердился над Своим народом, ибо Он израстил всесильную отрасль из дома Давидова, Своего раба. «Рождение Пречистой Девы являет спасение и надежду всех народов», — поет устами святых отцов Церковь.
Пресвятая Троица, восхотев спасти человечество, избрала Пречистую Деву быть Матерью Бога, ставшего Человеком. Но Бог восхотел, чтобы Пречистая Дева была соединена неразрушимой связью не только с человеческим рождением Слова, но также со всем делом Искупления, которое Он должен был привести к завершению. В спасительном замысле Бога Пресвятая Дева всегда едина с Господом Иисусом Христом, совершенным Богом и совершенным Человеком, Единым Посредником и Искупителем человеческого рода. Благословенная Дева, предопределение о рождении Которой идет от вечности вместе с предопределением о Воплощении Слова Божия, была на земле, согласно замыслу Божественного Промысла Пресвятой Матерью Божественного Искупителя. Этим чудесным и единственным избранием с самого начала Она связана со Своим Сыном в искуплении человечества. Она — Жена, о Которой говорит нам книга Бытия в первом пророчестве о Мессии (Быт. 3, 1—15).
После первородного греха наших прародителей Бог сказал змею: «Я положу вражду между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее». Пречистая Дева — Новая Ева, от Которой произойдет новое потомство — Церковь. Ради этого избрания Пресвятая Дева приняла полноту благодати, большую, чем у ангелов и святых, вместе взятых, как это подобало Матери Спасителя. Божия Матерь занимает единственное и исключительное место между Богом и людьми. После Христа Она занимает в Церкви самое важное место и самое близкое по отношению к нам. Она — завершенный образ Церкви, образ всех добродетелей, которым мы призваны благодатно приобщаться, чтобы стать лучше. Ее спасительная и освящающая сила столь велика, что благодатью Христа, чем более распространяется Ее благочестие, тем более привлекает Она верующих к Своему Божественному Сыну и к Отцу.
На Ней, Пречистой и Преблагословенной, мы останавливаем свой взор, как на звезде, которая ведет нас в темном небе человеческой неопределенности, и «мы созерцаем Ее, как открытую Дверь, через Которую должен придти Спаситель мира», говорит святой Иоанн Дамаскин.
Протоиерей Александр Шаргунов