Толгская икона Божией Матери

Праздник «Толгской» иконы Божией Матери приходится на дни Преображения Господня, когда свет Фавора простирается на все оставшееся время Успенского поста. Как была обретена эта икона? В 1314 году ярославский епископ Прохор (в схиме Трифон) совершал объезд своей епархии — иными словами, осмотр духовной жизни вверенных ему священников и мирян. Никакое церковное дело, тем более столь ответственное, не может быть успешным без молитвы. Это был, несомненно, архиерей Божий по призванию свыше, и для него молитва была жизнью. Возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря, владыка остановился на ночлег на высоком берегу Волги. В полночь, проснувшись для исполнения молитвенного правила, он увидел яркий свет и на противоположном берегу — там, где река Толга впадает в Волгу, — огненный столб и идущий к нему через реку светозарный мост. После молитвы, опираясь на свой жезл, он пошел по мосту. На другой стороне реки ему было видение иконы Божией Матери с Младенцем. Икона высоко парила в воздухе, и до нее нельзя было дотянуться.

Всю ночь епископ молился перед иконой, а незадолго до рассвета вернулся обратно по мосту, забыв свой жезл. Его спутники спали глубоким сном, а когда проснулись, владыка ничего не сказал им. Ибо тайны Божии подобает хранить в сердце. Но Господь выводит правду смиренного, как полдень. Когда стали собираться в путь, обнаружилось отсутствие архиерейского жезла. Для епископа Прохора это было явным указанием, что Господь хочет сделать известным виденное им чудо.

Многие ли из нас встают ночью на молитву? Мы знаем преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и тысячи угодников Божиих. Но всем нам Толгская икона Божией Матери открывает нечто важное о молитве.

Молитва — наша связь с Богом. Мы помним, как ученики Спасителя, видя Его молящимся, просят научить их молиться. Молитва должна быть обращена к Отцу. Позднее, после Пятидесятницы, они лучше поймут, что молиться нужно Отцу через Христа в Духе Святом. Молитва должна касаться самой сути. В ней должна быть хвала Отцу Небесному за Его дары, в которых святится имя Его и Царство Его приходит к людям. В ней мы можем смело просить Господа о всех наших нуждах: о хлебе насущном и обо всем, что хлеб символизирует, о прощении грехов, которые отделяют нас от Бога, о силе противостояния соблазнам лукавого и его действию в мире.

Молиться нелегко. Надо уйти от суеты улицы, и искать Бога в вышине и в тишине. В дни праздника Преображения Господня мы естественно вспоминаем о ночи на горе Фаворской, где в сиянии Божественного света Моисей и Илия говорят с Господом об исходе Его. И эта ночь напоминает другую ночь — в Гефсиманском саду, когда начинается этот исход. Ночь — образ наших испытаний. Иногда среди черной ночи, где не видно ничего и Бог не слышит нашей молитвы, все представляется бессмысленным, и христианская жизнь кажется невозможной. Но Бог присутствует с нами.

На горе Преображения Господь показывает Своим ученикам, как надо молиться. «Когда Он молился, вид лица Его изменился» (Лк. 9, 29). Мы молимся не для того, чтобы Бог изменился по отношению к нам, а чтобы мы изменились. Чтобы Бог соделал нас другими, наполнив новой жизнью наши сердца, просветив наши лица. Какой непостижимый мир и покой открывается среди этих высот!

Что же происходит с избранными учениками? «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9, 32). Среди Преображения Господня перед явлением славы Божией, они спят. Сон — образ теплохладности и безразличия, прообраз смерти. Но этот сон апостолов на Фаворской горе, говорят святые отцы, одновременно исполнен глубокого таинственного значения. В нем — утешение и назидание для нас. Это оцепенение их есть некое знамение нового Божия завета. Всякий раз, когда Бог заключает такой завет, человек спит. Адам спал, когда Бог творил из его ребра Еву. Иаков спал, когда Бог утверждал лествицу до небес, прообразующую тайну Воплощения. Ной спал, когда Бог запечатлевал радугой в облаке непоколебимый мир между Собой и землей. Авраам спал среди ужаса и мрака, когда Бог проходил в пламени огня между рассеченными жертвенными животными. И ученики Христовы спали в Гефсимании, когда Господь совершал их спасение.

Что значит это погружение в сон в решающие моменты духовной жизни человечества? Оно показывает нам, что человек не в состоянии сам достигнуть высоты тайны Бога, что человек не может себя спасти, что мы спасаемся только благодатью Божией, что не мы первые, а Он первый возлюбил нас и восхотел заключить с нами завет. И потому Сам Господь наш «плотию уснул, яко мертв», назнаменуя Кровию Своею лучший и совершеннейший Завет.

Перед лицом смерти человек ничего не может. Но после Воскресения Христова Бог говорит: «Восстани спяй и воскресит тя Господь». Бог никогда бы не допустил победы смерти над человеком, если бы не предвидел наше воскресение. И Господне Преображение возвещает наше. Преображение Господне освещает самый важный вопрос человеческого существования: есть ли смысл в жизни? Куда она идет? Неужели смертью, уничтожением, торжеством зла закончится все? Неужели комья земли, летящие в последний час на лицо человека, поставят точку в его судьбе? Но человек предназначен к преображению. К тому, которое являет в Своем Успении в молитвах неусыпающая Богородица. И «мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3, 20—21). Мы читаем в Евангелии от Матфея о Преображении: «Лицо Господа просияло как солнце» (Мф. 17, 2). И о Страшном Суде: «Праведники воссияют как солнце» (Мф. 13, 43). Смерть показывает, как страшна жизнь без Бога, пока не откроется нам свет Христов.

Таково измерение всего, что совершается в нашей жизни. Такова должна быть наша молитва. Наш выбор не может быть безразличным для нас. От него зависит наша вечность. Как вода соединяется с вином во время нашей молитвы, в таинстве Завета, за Божественной литургией, так и мы можем соединиться с Божеством Того, Кто воспринял наше человеческое естество.

Когда сопровождавшие владыку Прохора путники переправились на лодке через реку, они увидели икону Богородицы не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой стоял епископский жезл. Теперь мы понимаем, что значит молитва, что происходит, когда ее нет, и какой молитвы ждет от нас сегодня Господь.

Толгский мужской монастырь просуществовал до 1926 года, потом в нем разместилась колония для малолетних преступников. Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы была изъята в Ярославский художественный музей и лишь в августе 2003 года была возвращена в возрожденную Толгскую обитель.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X