9 января — память святого апостола первомученика и архидиакона Стефана
Каждый из нас может приобщиться радости Рождества. Для каждого из нас родился Христос. Но небо и земля еще до конца не соединились. И сегодня звезда Вифлеема по-прежнему горит в глубокой ночи. И на третий день праздника Рождества Церковь сменяет белые облачения на кроваво-красные, и архидиакон Стефан, первомученик, следует за Господом на смерть. И безжалостно убиенные святые младенцы Вифлеема окружают Младенца в яслях. Что это значит? Где ликование небесных воинств и исполненное покоя торжество святой ночи? Где мир на земле?
«Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение». Но не у всех благоволение. Сын Отца Превечного оставил славу небес, потому что тайна зла окутала мир, лежащий во тьме. Ночь покрыла землю, и Он приходит как Свет, Который во тьме светит, и тьма не может Его объять. Тем, кто принял Его, Он принес мир и свет: мир с Отцом Небесным, мир со всеми, кто, как они, сыны света и чада Отца, и глубокий мир сердца. Но не мир с чадами тьмы. Для них Начальник Мира приносит не мир, но меч. Для них Он — камень преткновения, о который они споткнулись и упали, и разбились. Эту трудную и скорбную правду кротость Младенца в яслях не может сокрыть.
Тайна Воплощения и «тайна беззакония» тесно связаны друг с другом. На свет, сходящий с небес, надвигается самая темная ночь греха. Богомладенец в яслях протягивает ко всем Свои руки, и Его улыбка, кажется, уже выражает то, что Он скажет позднее: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии» (Мф. 12, 28). Первые, кто последует на Его зов, — нищие пастухи Вифлеемских полей, которым голос ангелов и сияние небес возвещают благую весть. Они говорят: «Идем в Вифлеем», — и отправляются в путь. И с ними — волхвы, пришедшие с далекого Востока, которые с такой же простой верой идут за звездой. Их благословляет двумя руками Младенец Христос, и они исполняются радостью великой.
Господь бесконечно милостив и одновременно требователен. Мудрецы, оставьте вашу мудрость и станьте простыми как дети! Цари, снимите ваши короны, отдайте ваши сокровища и поклонитесь Царю царей! Не колеблясь, примите вашу часть трудов и скорбей, которых требует служение Ему. И вы, дети, хотя вам нечего еще предложить, принесите в жертву Господу вашу нежную жизнь, потому что нет у жизни более высокой цели. Так поступили многие мудрецы — от великомученика Пантелеимона до исповедника святителя Луки Войно-Ясенецкого. Так поступили страстотерпцы царь Николай и царица Александра, и их святые дети.
«Следуй за Мной», — благословляет каждого сегодня Господь — то, что позднее изрекут Его пречистые уста. Так позовет Он возлюбленного ученика и других апостолов, которые последуют за Ним, не спрашивая, куда или зачем они должны идти. Всё оставят и пойдут за Господом по всем дорогам — до Голгофы. Этот зов услышал юный архидиакон Стефан и последовал за Господом в своем сражении против сил тьмы, против ослепления и жестоковыйного отказа духовных вождей народа от веры. Он засвидетельствовал верность истине своим словом и своею кровью. Он последовал за Ним также своим духом — духом любви, который сражается даже до крови против греха. Но который любит грешника и молится за убивающих его до последнего вздоха.
Эти люди стоят, преклонив колена, вокруг Вифлеемских яслей. Среди ночи греха они — из чистого света: невинные младенцы, исполненные безраздельного доверия Господу пастухи, смиренные волхвы, горящий духом любви и истины архидиакон Стефан, апостолы, мученики и пророки, и все святые — до наших дней. Все они отозвались на зов Господень.
Перед ними ночь не знающего пределов ожесточения и слепоты. В ней — учители закона, способные предвидеть час и место рождения Спасителя мира, но не способные отозваться на Его приход и сказать: «Идем в Вифлеем». В ней — царь Ирод, который хочет убить Господа жизни. И рядом с ним — другие, в том числе из нашего времени, кровавые правители. Перед Вифлеемским Младенцем становится ясно, что не может быть согласия у Господа с велиаром, и нет ничего общего у тьмы со светом. Он — Царь царей, Тот, Кто владычествует над жизнью и смертью. Он говорит: «Следуй за Мной», и кто не с Ним, тот против Него. Он говорит это сегодня также и каждому из нас, и ставит всех перед все решающим выбором.
Протоиерей Александр Шаргунов