Слово в Неделю Крестопоклонную
При этом человек переживает двойную пытку, ибо душа человека, в том числе самого несправедливого, устроена так, что ужасается несправедливости. И всю жизнь он может ждать, что справедливость восторжествует. Так силен в нас Божественный инстинкт справедливости, что если мы не утоляем его, то можем придти в отчаяние и даже покончить жизнь самоубийством.
Какая в мире несправедливость! Невинные младенцы могут быть жертвой несправедливости точно так же, как худшие из людей. Человек смиренный и добрый может страдать больше, чем подлый и злой. Нет никакого закона, никакого твердого принципа, нет никакой справедливости в распределении страданий.
Где же Бог? А Бога нет. Бог отвергнут человеческой свободой. Вот что значит грех и отвержение Бога. Когда Бог изгоняется из жизни, грех, а не Бог, царствует над человеком. А греху закон не писан, вернее, закон греха — несправедливость. Его принцип — произвол. Сам человек в своей свободе избрал грех, предпочел грех Богу. Как может он винить Бога за то, что падает под железным игом греха? Но чтобы человек не мог обвинять своего Творца за страдания, которые преследуют его вследствие его добровольных грехов, Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы Тот страдал страданиями человека, в то время как Он не сделал ничего, заслуживающего страданий.
Так Бог упразднил несправедливость страданий, придя как человек и претерпев эту несправедливость. Приняв страдания таким образом, Христос придал новый смысл и новую цену самому страданию. Раньше оно было заслуженной платой за грех, теперь оно стало жертвой любви, и подвигом смирения. В Гефсимании и на Голгофе Сын Божий страдал, и душа Его была печальна до смерти. Его пот падал как капли крови на землю. Как если бы Он был ранен непостижимой раной любви к человеку.
Задумаемся об этом. Если грешник страдает, и даже если какие-то его скорби несправедливы, все равно действует в нем закон греха. Если праведник страдает больше нечестивого, это потому что закон греха царствует над тем и над другим. И в этом законе нет справедливого распределения страданий. Если ребенок страдает, как взрослый, это потому, что как бы ни был он чист, все равно — дитя греха. И грех дает только несправедливость и страдание.
Но как Господь наш Иисус Христос мог понести эти невыносимые страдания, как принял Он позор человечества, как с беззаконными вменися Тот, Кто родился от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, Тот, Кто был без греха и Кто сказал о Себе «Я истина»? Не символически, не воображательно, но как говорит Писание, Он грехи наши вознес на Древо на Теле Своем. Это тайна Божией и Христовой любви, и тайна нашего Искупления. Кто может ее постигнуть? Он взял на Себя то, что наше, и дал нам то, что Его. Во Христе Иисусе страдание становится великим даром. Бог дал вам благодать во Христе Иисусе, говорит апостол, не только веровать в Него, но и страдать за Него.
Когда мы слышим этот призыв: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2), мы понимаем, что всякое страдание, какое бы оно ни было, связано со Христом. И что мы должны принимать его с благодарностью и радостью, зная, что по мере того как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Все заключается в одном — чтобы мы были со Христом в вере, в правде, в покаянии, в посте, в страданиях и в смерти. Самая великая печаль — в том, что в мире утверждается тирания греха, как будто Христос не приходил. Когда сам народ избирает жизнь во тьме, как возьмет Христос на Себя позор народа? Только бы нам быть с Ним, с Господом нашим. И тогда не страшна никакая несправедливость, «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо». «Только бы не пострадал кто из вас как вор или убийца, или злодей, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 2, 19; 4, 15—16). Если мы во Христе Иисусе, чем больше возрастают наши страдания, тем больше возрастает наше участие в Его жертвенной любви. И только смертью нашей участвуем мы в Его смерти, приобщаясь в полноте Его любви, которая соединяет нас с Его радостью и с Его Воскресением.
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!
Протоиерей Александр Шаргунов