Слово на литургии в день памяти святителя Николая Чудотворца
Праздник святителя и чудотворца Николая — особенный праздник Русской Православной Церкви. В этом празднике для нас надежда, потому что есть у нас такой заступник. Мы обретаем надежду в молитве святым, видя, как они из людей грешных, таких же, какими являемся мы, достигли высот святости. Это значит, что каким бы бедственным ни было наше положение, не все безнадежно у нас, не все еще потеряно. Мы можем все начать сначала, может обновиться наша жизнь, если мы только узнаем истинное добро.
Вся жизнь христианина — борьба. Когда дается нам узнать, что есть истинное добро — благодать Христова, по-настоящему начинается эта борьба. А потом Господь как бы отступает от нас, предоставляет нас самим себе, испытывая нашу верность этому добру. И неожиданно для себя мы терпим поражение. Потом, когда мы каемся и обращаемся ко Господу за помощью, Он снова дает нам узнать Свою благодать, а через какое-то время, забыв о том, какой силой мы победили, снова терпим поражение. И так до конца нашей жизни. И так во всем. Очень часто бывает, что те, кто начал хорошо, потерпев поражение, приходят в отчаяние, и не имеют сил возвратиться к жизни, которую они потеряли. Святой Макарий Великий говорит, что он знал многих, которые были чрезвычайно облагодатствованы Господом, а потом самым жалким образом пали.
Жизнь христианина — это борьба, потому что не бывает, не может быть святости без борьбы. И жизнь святителя Николая — это тоже борьба. Но вот удивительное дело. В отличие от многих других святых мы не слышим ни о каких поражениях в его жизни, все только сплошная победа. Да, он особо избранный святой, и мы поем ему в акафисте: «Радуйся, от утробы матерния очищенный, радуйся, даже до конца освященный, радуйся, рождением своим родителей удививый, радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый». Это действительно особое избрание. Однако и он проходил через борьбу, как все святые. В чем же необыкновенная красота его святости? Церковь хочет показать нам образом этого святого, что есть люди такого благородства духа, которые, узнав однажды, что есть истинное добро, что есть благодать Божия, уже никогда не отступают от нее, а восходят от силы в силу, от победы к победе, свидетельствуя своей жизнью о победоносной пасхальной силе Христовой. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Царство Божие можно купить за одну монету не потому, что оно так дешево стоит, а потому что так милостив наш Небесный Владыка. Когда человек за малую милость, которую он дарует другому, вдруг узнает любовь Божию, любовь Христа, предавшего Себя за нас, тогда сердце его наполняется такой ответной любовью, что он готов все отдать, всю жизнь свою принести Богу и другим людям.
Вот это чудо святителя Николая. Его чудо заключается еще в том, что землю нашу, этот мир, лежащий во зле, это место изгнания, как мы его называем, он видит прежде всего как творение Божие, как мир, куда пришел Бог — Христос Спаситель наш. Землю, по которой Он ходил, которую Он освятил Своим присутствием, на которой Он открыл нам, что есть истинное добро. И поэтому все служение святителя Николая направлено как бы к раскрытию тайны Рождества Христова, к тайне Его Воплощения, к тайне того, что есть человек, после того как Бог пришел на землю, каково его призвание. И все его служение — как бы чисто земное, даже иногда кажется — слишком приземленное. Он не гнушается никакими нашими самыми маленькими просьбами. Он спасает нас и от великих бед, и он свидетельствует всем служением своим, что освящающая сила Христова Воплощения действует в нашей земной жизни, чтобы мы не унывали и не отчаивались. Здесь и сейчас Христос побеждает и являет Свое истинное добро.
Пусть безумствует сегодня мир и, кажется, что нет уже никакой надежды на земные перемены к лучшему. Пусть враги наши делают все, чтобы уничтожить Россию и растлить душу русского народа, пусть душа русского человека порой в смятении. Все-таки мы знаем и свидетельствуем, почему святитель Николай избрал русский народ под свое особое покровительство. Что бы ни происходило, никогда русский человек не будет ценить внешнее благополучие, материальные блага как высшую ценность, а всегда выше всего будет ставить сострадание, милосердие и щедрость. И оттого что Промыслом Божиим предвидел Господь, какие искушения придут для русского человека, послал Он нам такого покровителя. Зная, что русский народ будет сильно искушаем материальным благом. Не только в революцию 1917 года, но и после революции 90-х годов прошлого века. И сегодня продолжается это искушение, так что некоторые, как мы увидели, готовы продать свою родину, свое первородство за западную чечевичную похлебку. Однако глубиной души своей народ наш, в большей его части, веруем и знаем, понимает, что он не может обрести только в земном благополучии своего счастья.
Промыслом Божиим святитель Николай был избран покровителем нашего народа, потому что никакой другой народ не имел столько страданий и горя, и не нуждается сегодня в таком утешении, в таком небесном заступничестве как русский наш народ. И кроме святителя Николая есть у нас еще другой Николай — Николай Второй, тезоименитство которого празднует сегодня Церковь. Вместе со святителем Николаем он покровитель нашего русского народа, воспринявший от своего небесного заступника все его благодатные дары. Прежде всего кротость. Образ кротости он собой являет в царском служении. И, во-вторых, дух воинствования за правду Божию, верности благодати небесного помазания, готовности жизнь свою положить за Отечество. Неслучайно почти во всех бесчисленных свидетельствах о явлениях святого Царя мы видим его в военной форме. Он как бы обращается к тому, что происходит сегодня с нашим Отечеством, он как бы является верховным главнокомандующим всего воинства русского, всех тех, у кого сердце болит о нашей земле. И он обращается к Церкви святой, к каждому из нас с призывом быть верными — как и святитель Николай, который тоже был исполнен духа воинствования в своем служении. Там где он видит нечестие, угрожающее спасению многих, там где мерзость самого гнусного греха, агрессивно навязывающего себя всем, — он заушает нечестивого. Мы знаем по бесчисленным свидетельствам, что святой царь Николай, подобно святителю Николаю, спасает в бедах, в опасностях, в самых прозаических житейских нуждах. Он приходит на помощь прежде всего к простым людям, потому что воистину является отцом своего народа.
Будем в этот праздник молить наших святых заступников, чтобы и нам было дано научиться самому главному человеческому качеству, по которому испытан будет каждый на Страшном Суде Господнем — милосердию. И научиться духу воинствования против всякого зла и нечестия, против растления, насаждаемого сегодня в мире, которое превосходит по своей опасности для душ человеческих самую злейшую ересь. Веруем, что Господь не оставляет наш народ и что Он может совершить чудо. Но это произойдет, только когда мы по-настоящему начнем учиться самому главному, что необходимо знать христианину. Только когда мы узнаем, что христианин — это человек милосердия, что христианин — это воин Христов, любящий добро. И тогда жизнью нашей, соединенной с жизнью святых, жизнью Церкви земной, неразлучной от Церкви небесной, Господь совершит невозможное. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, иже на небесех». Многие поверят в силу добра и поверят в себя. Люди перестанут унывать и обретут мужество выйти в сражение против врагов Отечества и врагов Божиих. Они сокрушат их, потому что через тех, кто приобщается истинному добру, действует непобедимая сила Божия.
Протоиерей Александр Шаргунов