Слово в день празднования иконы Божией Матери «Одигитрия»
Праздник иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») показывает, как действует благодать заступничества Божией Матери в душе человеческой и в истории. Мы знаем о чудесной помощи через этот образ Богородицы нашему Отечеству. Он так и называется по этому событию Смоленским. Но на самом деле Ее участие в человеческих судьбах гораздо шире, потому что касается всех людей. Спасения каждого из нас.
В Богородичные праздники за литургией, как правило, читается Евангелие о Марфе и Марии. Обращали ли мы когда-нибудь внимание, что этот драгоценный для нас рассказ следует сразу же после повествования о Милосердном Самарянине, являясь как бы непосредственным его продолжением? Евангелие о посещении Господом дома Марфы и Марии начинается словами: «В продолжении пути их». Христос идет Своим путем, который ведет в Иерусалим, то есть к Его Пасхе. «Когда же приближались дни взятия Его от мира, — сказано ранее в Евангелии, — Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9, 51—55). Господь идет дорогой, которая ведет ко всем людям. А теперь Он приходит к двум женщинам, двум сестрам — Марфе и Марии.
Заметим также, что Он приходит, чтобы дать нам возможность осмыслить то, что совершает самарянин, именуемый милосердным. Этот человек имел дерзновение назвать ближним своим иудея, умирающего на пути в Иерихон. Он взял на себя заботу о нем, он спас его от смерти. Все предыдущее повествование помогает нам увидеть в этом самарянине образ Христа. Через него Христос раскрывает Свой замысел, Свое служение: Он должен стать Ближним для всех людей, чтобы не дать им умереть. Как хочет Он осуществить это? Сострадание, забота, гостеприимство, труд, проявленные самарянином, дают ответ на этот вопрос.
И вот, Марфа и Мария. Они принимают Христа. Все заполняет в них радость и желание как можно лучше принять Господа. Марфа разрывается на части, чтобы приготовить трапезу. Мария выражает себя по-другому: сидя у ног Христа, слушает Его. Таково место, таково отношение того, кто хочет быть учеником. Таким был Павел, до призвания на апостольство, когда сидел у ног Гамалиила. Женщина, сидящая у ног Учителя, оставляющая ради этого свои домашние обязанности — хлопоты по угощению, — это что-то новое, совершенно несоответствующее нормам той эпохи. Не означает ли это, что Учитель Христос хочет всех людей сделать Своими учениками? Но нам будет открываться это только по мере повествования.
Марфа обличает пред Господом поведение своей сестры: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?» Она поражена, что Господь позволяет Марии сидеть у Его ног, что Он не напоминает ей, в чем должно заключаться ее служение. Обе они должны позаботиться о лучшем гостеприимстве. Можно понять Марфу и оправдать ее. Но Господь не делает этого. То, что делает Мария, говорит Он ей, лучше, чем то, что делает ее сестра. «Мария избрала благую, лучшую часть».
Что это значит? Мы обычно говорим, что Марфа требует слишком многого. Она представляет собой ту суперактивность, которая может пройти мимо самого главного. В противоположность ей, Мария вся устремлена к этому самому главному. Иначе говоря, мы видим в ней созерцание, молитву. Так дополняется для нас притча о милосердном самарянине. Притча зовет нас ничего не жалеть ради блага другого человека, а здесь нам дается напоминание о нашем долге предстояния пред Господом. За это Христос и хвалит Марию. Но не забудем, что Марфа принимает как раз Самого Господа. Ее старание выражается иначе, чем у ее сестры, но оно не менее велико. Почему лучше слушать Господа, чем накрывать для Него стол? Нам раскрывается другое значение этого Евангелия.
Посмотрите еще раз на Марфу. Она совершает доброе и прекрасное служение. Какую возможность получила она — приготовить трапезу для Самого Господа! Эта возможность — иметь Господа за своей трапезой — недолго продлится, потому что приближается Пасха Господня. Его путь подходит к концу, и надо сделать все возможное, чтобы утешить Его.
Посмотрите еще раз на Марию. То, что она делает, слушая Слово Господне, миллионы людей делают в течение двух тысяч лет, начиная от Пасхи Христовой. И они не могут ничего делать большего, потому что после Вознесения Его на Небо, не может быть с Ним никакого общения, кроме как через Его Слово.
Попробуем увидеть себя в этой встрече. Обычно говорят, что все мы одновременно, каждый в разной степени, Марфа и Мария. Но на самом деле никто из нас не Марфа. Никогда никто из нас не сможет предложить Господу то гостеприимство, которое предложила она. Марфа воплощает собой завершившуюся эпоху — время Иисуса из Назарета, когда Он находится в окружении близких Ему людей, время между Вифлеемом и Иерусалимом. Мария же представляет всех нас. Она поистине — воплощение всех христиан всех времен, всех тех, кто имеет от Господа только Его Слово. «Христианин, здесь твое место!» И Господь говорит, что это благое место, лучшее место. Иначе говоря, те, кто никогда не видел Господа, не получил от Него ничего, кроме Его Евангелия, ничего, кроме возможности слушать Его, нисколько не умалены по сравнению с современниками, с самыми близкими Господу во время Его земной жизни.
Неужели такое возможно? Может быть, мы недооцениваем то, чего сподобилась Марфа и некоторые другие — иметь Господа за трапезой, или в лодке, или просто рядом с собой в толпе? Но нам тоже дано, подобно Марфе, принять у себя Господа — принять в своем сердце, так же реально, как Марфа приняла Его в своем доме. И Он так же реально и ощутимо уходит от нас. В этом убеждает нас благодать всего Евангелия — от Благовещения Пречистой Деве до дороги в Эммаус. В Назарете Пречистая Дева отвечает вестнику Слова: «Да будет Мне по слову твоему». По Твоему Крестному слову, Господи, по Превечному Слову, Распятому на Голгофе. И на дороге в Эммаус в первый вечер Пасхи воскресший Христос сокрыт за Своим Словом. «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» — скажут ученики, когда Он откроется им в таинстве преломления Хлеба новым Своим Присутствием. Об этом же возвещает и Евангелие о Марфе и Марии. Пусть знает каждый: Христос, благодаря Своей непрестанно длящейся Пасхе, может всегда придти к нему под видом Своего Слова. Когда мы открываем Ему свое сердце, мы принимаем Его, хотя глаза наши удержаны, как у эммаусских путников (Лк. 24, 16). Когда мы читаем или слушаем Евангелие, или возобновляем слова Христа в нашей памяти, или распознаем их в жизни других людей — это Он стучится к нам в дверь. Откроем Ему, как это сделала Мария, и Он войдет к нам столь же реально, как это могла видеть Марфа в своем доме. Это благая часть, и она дается навеки!
Как в притче о Милосердном Самарянине, как в рассказе об эммаусских учениках, от начала до конца пути Христос идет вместе с каждым человеком. И точно так же Божия Матерь, Одигитрия, Путеводительница, первая в роде человеческом от начала до конца услышавшая Слово Божие и потому от начала до конца соединившая Свой путь с путем Бога, ставшего Человеком. И потому обретшая дар участвовать в приведении всех к Богу. Всех нас, сбившихся с пути или израненных разбойниками, зовет Она к такому слушанию Слова, к такому следованию за Господом. Когда же Христос говорил Свою проповедь, слышим мы сегодня в Евангелии, «одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27—28).
Протоиерей Александр Шаргунов