Победа над злом не может быть достигнута легко

Слово в Неделю 4-ю Великого поста

Лествица духовного восхождения — это ступени с земли на небо, берущие начало в вере и достигающие завершения в любви, вечном Царстве Христовом. У преподобного Иоанна Лествичника их тридцать, по числу лет Господа, когда Он вышел на общественное служение. Смысл всех наших усилий заключается в том, чтобы взойти на такую высоту, когда человек делается способным принять дар Креста Христова и Воскресения.

Это восхождение от силы в силу, от благодати к благодати дается нам, когда мы бережно храним то, что дает Господь. Если человек получил благодать, и с благодарностью Богу исполняется решимости следовать путем Христовым, — Господь укрепляет его еще большей благодатью. А если он не дорожит первоначальным даром, то постепенно теряет все. Потому многие люди пребывают сегодня в столь бедственном состоянии, что оставили то, что дал им Господь. Может быть, даже и не благодать еще — благодати они не знают. Слово такое знают, а что оно значит, не знают. Они оставили совесть и стыд, и разум — тот свет, который должен возводить человека все выше, если он хранит его. Если мы следуем этому свету — Господь открывает нам Свой высший нетварный свет, благодать. Где нет благодати и устремленности к ней, человек может попасть под власть всей нечисти, всем бесам, какие только есть.

Сегодняшнее Евангелие показывает нам, что может произойти с человеком, когда он одержим нечистым духом. Мы видим бесноватого юношу, совсем еще мальчика, лишенного дара речи. Злой дух, глухой и немой, лишает его дара речи — самого великого дара. Это не значит, что он обязательно мычит, как животное — он может и говорить. Но он говорит такие слова, которые свидетельствуют о том, что он лишен дара речи. Если из уст человека выходят одни черные или просто пустые слова, если ложь постоянно на его устах — он на самом деле лишен дара речи. Он становится глухим и немым, он уже близок к тому беснованию, когда Господь полностью отнимет от него дар слова.

Святой Григорий Великий рассказывает, что он видел одного мальчика, можно сказать, еще младенца, который внезапно выругался черным словом, стал биться в страшных судорогах и умер на руках у отца. Он сам был свидетелем этого. А сейчас подобные случаи становятся уже обычным явлением. Мы можем наблюдать, как идут мамаши с колясками и беседуя друг с другом, перемежают разговор непотребными, скверными, черными словами, на которых печать диавола. Когда кто-то употребляет такие слова, он принимает эту печать.

Мы слышим в Евангелии, как страшно страдает этот бесноватый. Когда бес входит в него, кажется, что он вот-вот разорвет его на части. Бес бросает мальчика на землю, и у того течет пена изо рта, он скрежещет зубами. Когда несчастный отец приводит сына к Спасителю и говорит, что Его ученики ничем не смогли помочь ему, Господь восклицает: «О, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вас?» Эти слова Господа обращены ко всем стоящим рядом с Ним, ко всем в Израиле, ко всему роду человеческому. «Род неверный» — неверный Господу.

В чем же неверность Господу? В том, что род человеческий подчинился не Богу, а диаволу. Верует не в Бога, а в силу зла, рабски служит этому злу и противится добру, противится Богу. Посмотрите, чем заполнены сегодня все газеты, все средства массовой информации в мире: рядом с новостями реклама гнусного греха — разврат, магия, астрология. Род неверный и развращенный верит только диаволу. Одно с другим связано неразрывно. Откуда приходит неверность Богу? От развращенности, от греховности. Грех помрачает душу человеческую. Она не только теряет дар слова, она становится слепой. И из-за этой помраченности, из-за этой развращенности становится неверной Богу. После того что Господь совершил на земле, — после того как Он говорил такие слова, после того как Он открыл истину, после таких чудес, казалось бы, все должно было бы перемениться в людях, которые были свидетелями этого. После всего что Христос совершил за две тысячи лет в роде человеческом через Церковь Свою святую, через дивных святых, в которых дивный во святых Бог открывается, казалось бы, люди должны бы уцеломудриться и стать верными Господу. Но мы видим, что этого не происходит. «Доколе буду с вами, — говорит Господь, — доколе терплю вас!»

Господь уходит, покидает человечество, чтобы придти во Втором и славном Своем Пришествии, чтобы судить весь род человеческий по делам его. Неужели Господь действительно оставит нас среди этого зла? Нет, эти слова Спасителя «доколе» говорят о том, что Он не может нас оставить, пока есть те, кто обращается к Нему всей душой своей, всем горем своим. Как этот человек — отец бесноватого мальчика — обращается к Нему в своем страшном горе.

Что же происходит с этим юношей, когда приближается Христос? Когда он увидел Христа, то впал в беснование. От приближения святыни часто происходит беснование, потому что бес не выносит силы правды, чистоты Христовой. Он ненавидит ее, ему невыносима святость Божия в людях. И он обрушивается на людей, приближающихся к святыне. Есть известный рассказ, как приводили к мощам преподобного Серафима бесноватого, как его связывали железными цепями несколько человек. Но при приближении к мощам бесноватый сверхъестественной силой разрывал цепи, разбрасывал всех, кто пытался его удержать, и убегал в лес.

Много таких примеров, когда и маленькие дети могут оказаться одержимыми бесами. Как-то приходит в наш храм плачущая женщина с четырьмя детьми. Оказывается, двое маленьких уже связались с какой-то сектой. Когда священник благословил их крестом, они посмотрели на него со злобой. Такие маленькие дети, и уже — во власти бесовской!

Но недостаточно только Креста, только святыни для того, чтобы сразу получить исцеление. Требуется и наше участие. Надо, чтобы и мы присоединились ко Господу своим ходатайством за страждущих. Когда этот ребенок увидел Христа, с ним начало твориться нечто ужасное. Дух бросил его на землю, как будто сам диавол сделал вызов Христу, показывая, что он ни за что не отпустит свою добычу. И несмотря на приближение Христа, будет обладать этим человеком. «Как давно это с ним?» — спрашивает Господь. Спрашивает не только ради отца, но ради всех, кто там есть. Мы слышим ответ: «С детства». Это происходит с ним с детства, почти с рождения. Первородный грех с рождения властвует над человеком, если он не крещен. А если попрано самое святое, что дает Господь Кровью Своей, — благодать крещения, то с детства может быть беснование. Беснование многих наших детей начинается с детства, когда их научают сатанизму, разврату, всякому нечестию. Всем известно, как в западных странах уже само государство под видом защиты «свободы» стоит на страже защиты самых гнусных пороков. Для нас уже становятся привычными сообщения не просто о легализации ЛГБТ и самых немыслимых извращений, а о попытке создать «нового человека» — и физически, и нравственно, и духовно — не по образу Божию, а по образу сатанинскому. Они хотят, чтобы такое было везде, и у нас в России, и готовы любой ценой, как мы видим, добиться этого. Любой ценой, в том числе военной силой. Какая ненависть к святыне, стремление подменить ее чем-то внешне как будто похожим — ведь антихрист это тот, кто вместо Христа! Разве не это означает изгнание неонацистской хунтой монахов из нашей древнейшей христианской цитадели Православия — Киево-Печерской Лавры — при участии так называемой ПЦУ, раскольничей неканонической Церкви Украины? А также намерение изгнать каноническую УПЦ еще и из Почаевской лавры — «последнего форпоста «русского мира» на западе Украины», как называют ее сами наши враги? Зло возрастает. Все враги Христовы поднимают голову. В Крестопоклонную неделю во время литургии в Гефсиманском храме было нападение израильских радикалов на епископа и священника, совершающих богослужение. И недавно мы узнали, что в Израиле внесен законопроект о запрете упоминания при иудеях имени Господа нашего Иисуса Христа. В случае нарушения — тюремное заключение от 1 года до 2 лет. Пока только так. Следующий шагом, вероятно, будет смертная казнь?

Как велика в мире сила зла, какие страшные страдания у людей! И, кажется, кто может противостоять этому? «Дух бросает его, — говорит отец, — в огонь и в воду, чтобы погубить его». Бросает в буквальном смысле — люди в безумии своем бросаются в огонь, в воду, потому что толкает их на смерть дух погибельный, человекоубийца от начала. Бросает в такие приключения, которые, как огонь и вода, могут погубить человека. И отец говорит: «Если что можешь, умилосердись над нами и помоги нам». Говорит: «умилосердись над нами», потому что страдает от того, что происходит с сыном, не меньше, чем тот. Вся семья его страдает, все близкие мучаются от этого. «Умилосердись над нами!»

И вот Господь, показывая неверие того, кто к Нему обращается, говорит: «Если можешь что веровать, то все возможно верующему». Это значит, что все возможно Богу, а верующему ничего невозможно, кроме того, что Богу возможно по вере этого человека. Все возможно верующему человеку, который верует, что Господь любит его и может все совершить для него. Христова любовь и Христова крепость — это одно и то же качество. Какая великая сила у веры, как велико ее значение! Мы призываемся к тому, чтобы иметь дерзновение в вере.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил о себе, что когда он молится о ком-то, он соединяет свою жизнь с его жизнью и как бы хватается за ризу Христову, умоляя Господа ответить на этот крик погибающего человека. Вот тайна молитвы. Когда приходят к человеку слезы, когда он молится со слезами — как сказано об отце этого бесноватого мальчика, — тогда растапливается лед в его сердце, душа его становится живой, и он обретает дерзновение пред Богом. Его молитва — уже не одни слова.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что на Страшном Суде нас не спросят о том, как мы богословствовали, какие чудеса творили — нас спросят об одном: плакали ли мы о грехах своих. В слезах этого человека — плач о том, что он упустил своего ребенка, что он не сделал того, что надо было бы сделать в свое время. Плач покаяния и плач, в котором решимость все сделать, что ни скажет Господь. Подлинные слезы — это не просто слезы милосердия или умиления, которые Господь иногда дает нам, касаясь Своей любовью наших сердец. Не те слезы, почти сентиментальные, которые бывают у нас иногда на молитве. Настоящие слезы должны быть смешаны с потом наших трудов, с готовностью запечатлеть нашу веру верностью Богу, что бы нам это ни стоило. И соединены с кровью — кровавый пот тек по лицу Спасителя, когда Он молился в Гефсимании об исцелении рода неверного и развращенного. «Вы еще не до крови подвизались за заповедь Божию», — свидетельствует апостол.

«Если что можешь веровать, все возможно верующему». «Верую», — говорит отец. Кажется, он сейчас Символ веры воспоет, как мы за литургией поем, потому что его души уже касается жизнь. Но он понимает, как неглубока еще его вера, и знает, как велико его желание помочь своему сыну. «Верую, Господи, помоги моему неверию», эти слова, которые он добавляет, — молитва о благодати Божией, о даре Христовом. Она напоминает нам о том, что в самом главном мы всегда должны полагаться прежде всего на нашего Господа.

Помоги мне, Господи, преодолеть самую главную беду, которая есть в моей жизни — мое неверие. Святые отцы говорят, что человек, когда одолевают его хульные или блудные помыслы, должен усилием отвлечь свое внимание от них, потому что его ум слаб, чтобы противостоять сильному и развращенному диавольскому уму. И со слезами, с сердцем сокрушенным и смиренным обратиться ко Господу: «Помоги мне преодолеть помыслы скверные и помыслы неверия, идущие от диавола!» Чтобы Господь Своей силой дал человеку победу.

Мы часто говорим, что сила веры зависит от жизни по вере. И это действительно так. Насколько человек будет стараться жить согласно тому, что ему открыто Господом, настолько Господь будет открывать ему большее. А неверному в малом, конечно, никто не доверит большее. Вспоминается чудо, которое совершил преподобный Серафим Саровский, когда исцелил от хромоты Михаила Васильевича Мантурова. Когда тот просит его об исцелении, он спрашивает: «А веруете ли Вы, Ваше боголюбие, в Господа нашего Иисуса Христа? В то, что Он пришел, чтобы разделить с нами все наши страдания, понести на Себе наши немощи, что Он принял Крестную смерть ради этого, и Воскресением Своим показал, как велика Его сила и Его любовь ко всем страждущим в роде человеческом?» Он ведет с ним беседу о том, что, кажется, хорошо известно всем нам. Он как бы ведет его от одной глубины к другой, большей глубине, от того, что он знает, к тому, что он тоже как будто бы знает, но что еще не открылось ему благодатно. И Михаил Васильевич говорит: «Верую». Тогда преподобный говорит: «Так чего же Вы от меня хотите? Я не понимаю, чего Вы от меня хотите». «Я хочу, чтобы я был исцелен». «Так Вы уже здоровы. Если Вы в это веруете, если Вы касаетесь этой жизни, Вы получаете от Господа этот дар Пасхального прикосновения к Вашей душе и к Вашему телу».

Всякий, кто жалуется на недостаток веры, всегда должен обращаться ко Христу, прося Его благодати, чтобы пробиться к той жизни, ради которой мы живем на земле и без которой мы не будем живыми в вечности. Для этого существует пост и молитва. Для этого посылаются нам все скорби, все труды, все испытания, для этого Господь попускает диаволу торжествовать в нашей жизни, чтобы мы узнали, что без благодати Христовой мы ничего не сможем. А когда умилосердится над нами Господь, довольно будет нам благодати Его. Мы узнаем, что сила Божия в немощи совершается.

И Господь исцеляет этого ребенка. Он говорит: «Душе немой и глухой, выйди из него, и никогда уже не входи в него». Сатана может выйти на время, однако он ни за что не желает терять власти над человеческой душой. И как только предоставляется возможность — возвращается обратно. Но Христос говорит: «И никогда уже не входи в него». Он изгоняет беса так, чтобы тот никогда не смог снова войти в этого человека. Не так, как это делают некоторые знахарки, совершающие исцеления как будто и перед иконами, и с молитвами, но оскверняющие эти молитвы и иконы добавлением магических слов. О них в народе церковном говорят: «Одного беса выгонит, а семь посадит». Христос и те, кто Христов, делают не так: «Выйди, и никогда уже не входи».

Однако Господь предупреждает, что жизнь наша после чудесного исцеления должна стать светлой — по всем заповедям Божиим. Чтобы мы не уподобились дому, который убран, подметен, и никем не занят. Не жили просто какими-то хорошими устремлениями, но с пустой душой, в которой нет Христа, нет благодати. Иначе бес возвратится и приведет с собой семь других злейших. И будет последнее человеку горше первого.

Мы видим, что злой дух приходит от слов Спасителя в еще большую ярость. Он вскричал, как сказано в Евангелии, и бросил на землю ребенка, нанося ему напоследок такой удар, чтобы тот запомнил хорошенько, что значит противиться диаволу. И отрок падает, как мертвый. Все вокруг говорят, что он умер. Господь попускает этому быть, чтобы мы видели и знали, что диавол — человеконенавистник и человекоубийца от начала — хочет всех погубить. И он это сделает, если Бог не защитит нас.

«Умер», — говорят все, но Христос берет его за руку, поднимает и возвращает отцу здоровым. «Почему же мы не могли его исцелить?» — спрашивают Господа апостолы. И мы можем спросить, вся Церковь, — почему мы не можем исцелять всех, кто приходит к нам? Господь говорит: «За неверие ваше, потому что род сей изгоняется только постом и молитвой». Это не значит, что наш пост и наша молитва таковы, что совсем мы бессильны против бесов, но сила наша довольно ограничена — настолько, насколько ограничены наша молитва и наши труды поста по очищению сердца.

Христос ясно говорит: кто отвергает пост и молитву, тот отвергает свое исцеление, тот отдает себя во власть диавола, и оказывается беззащитным. Не только неверующие — целые исповедания христианские могут быть такими. У протестантов нет никакого поста, у католиков обязательный для всех пост только два дня в году. Как же Господь может их защитить? Сам Христос говорит: «Род сей изгоняется только постом и молитвой».

Этим чудом Господь предостерегает нас от мысли, что победа над злом может быть достигнута легко. Мы не должны никогда думать, что сможем очиститься от наших грехов небольшим трудом. Нет, говорит Христос, речь идет о слишком серьезных вещах. Христос одним словом исцеляет человека, но это слово Его — Крестное. И цена Его исцеляющего слова — Его Крестная смерть. Он жизнью Своей готов заплатить, и заплатит за всякую душу человеческую, потому и сказано в Евангелии, что Сын Человеческий будет предан в руки человек грешных. «И убьют Его, и оплюют Его, и в третий день Он воскреснет».

И вот еще что не должно пройти мимо нашего внимания. Всякий раз, когда Господь говорит о Своей смерти, Он говорит и о Своем Воскресении. Первозданному человеку была дана власть над всякой тварью, над всеми духами, но непослушанием Богу, своими грехами он подчинился злу, смерти и диаволу. И только верой в Бога, только жизнью по вере он может восстановить все, что потерял. Поистине велика сила веры. Она может двигать горами, потому что благодаря ей сила Креста Христова и Воскресения становится нашей силой.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X