В годовщину гибели знаменитого украинского кобзаря Василия Жданкина публикуем видеозапись концерта, который этот замечательный и безвременно ушедший человек дал в трапезной нашего храма незадолго до смерти, а также статью в память о нем.
https://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/6/prezrevshij_ukronenavisti_na_gibel_vasiliya_zhdankina/
Презревший укроненависти. На гибель Василия Жданкина
Источник: Россия навсегда
В понедельник, 2 сентября погиб в ДТП на Тернопольщине легендарный кобзарь, бард и просто удивительный человек — Василий Жданкин. Размещаем письмо в редакцию от читателя из Западной Украины.
Чем же для меня так выделяется, кроме красоты голоса, Василий Жданкин? Своей поразительной судьбой и жизненной эволюцией. В 80-е во Львове Жданкин — известный тусовочный молодой человек. Один из основателей и ведущих артистов молодежного театра «Не журись», активный представитель среды, откуда вышла кузница всего украинского рока — «Плач Єремії» и прочие фронтмены украинского сознательного молодежного национализма.
В 1989 году на той самой знаменитой Червоной Руте в Черновцах Василий Жданкин (попав туда довольно случайно — как потом говорил в интервью, более к компании на грибы поехал) берет гран-при фестиваля. Но прославился он тем, что несмотря на все чиновньи и компартийные контроли фестиваля впервые в тогдашней еще Украинской ССР исполняет публично на стадионе запрещенный тогда исторический националистический гимн «Ще не вмерла Україна».
Это имело просто оглушительный резонанс, особенно на молодежь. Что не просто старые «репресовані» что-то там об Украине, а молодой и свой, еще с тех времен удивительно драйвовый и харизматический Жданкин дерзнул гимн Украины. Во Львов, как он прибыл с Руты из Черновцов, в центр города его с железнодорожного вокзала толпа несла на руках…
Началась слава и националисты начали с него лепить «икону» волелюбной независимости. Василий Жданкин к тому времени был и так уже очень известный бард и кобзарь (а он играл не на бандуре классической, а именно старинной кобзе, и очень всегда крайне трепетно относился к аутентике).
Он начинает гастролировать в конце 80-х нач. 90-х по миру, по укродиаспоре и т. п. Поколесил знатно.
Но у него вместо шоу-бизнеса и углубления укронационализма в мировоззрении начинается внутренний переворот. Во-первых, вместо очарования Западом и его блеском он полностью в нем разочаровывается — что это не настоящее и не полноценное духовное бытие, к чему надо стремиться.
В первой половине 90-х на каком-то «свитовом конгрессе украинцев», куда он был приглашен как молодая икона-кобзарь «волелюбної молоді» он с трибуны им заявляет, что ставить на первое место национальные ценности и национализм вместо приоритета духовных и христианских — неправильно и смерть для Украины и ее будущего.
Это был скандал и конфликт, и укронационалисты его отовсюду начинают оттирать. Но он и сам не рвется.
Жданкин сам прерывает все концерты и гастроли и «уходит в затвор» — перестает вообще несколько лет выступать. Потом он обьяснял, что он почувствовал, что уже погибал духовно, «зазвездился» и «ошоубизнесился» и прочее. И надо было остановиться, оглянуться и переосмыслить происходяшее с ним и вокруг. Он открывает веру, становится православным русского патриархата. Причем серьезно.
Я застал первый его концерт после «затвора» во второй половине 90-х в львовской опере (или начале 2000-х — точнее сейчас не вспомню). Очень длинный концерт, даже записки… вроде, по-памяти, около 4 часов. Это был необычный Жданкин, — он всегда был глубок и дивно магичен в музыке, но тут это было поразительно для меня наблюдать истового русского православного и одновременно такого же истового украинца с его украинскостью. Это было что-то поразительное — таким он тогда мне воспринялся.
Это, как потом мне стало ясно, происходил процесс его внутреннего переворота — далее полностью переформатировавший его музыку. Жданкин решительно переходит на русский репертуар, пишет посвященное Игорю Талькову проникновенное «За веру, царя и Отечество», потом «Гимн львовскому православному братству» (Ставропигии), «Покаянный гимн Украины» и другие пронзительнейшие произведения.
Колесит по храмах и домах культуры и клубах в глубинке самых медвежьих углах (вплоть даже Якутии). В России его знают и приглашают.
В христианские посты он дома в селе под Почаевом столярничал и зарабатывал — редчайший случай струнника, не берегшего специально свои руки. «Христос плотник и нам заповедано».
Все выходки националистов и попытки его изжить с Западной Украины отсекал — тут мой дом — что он чихал на нациков, и вообще «надо бояться Бога, а не человеков».
И всю свою миссию видит в своем творчестве соединять, а не разъединять Русь.
В 2015 году вместе с донским Казачьим Кругом выходит диск в поддержку Единства Руси и Донбасса, и каждый год, невзирая на все укробезумия, Жданкин ездил с дочерью в Крым давать ежегодные концерты на улице в Бахчисарае. Когда правосеки нападали на русские православные храмы в Тернопольской области, Жданкин был вместе с людьми и пел и защищал…
Простые люди его любили.
Вот такой удивительный человек. Судьба его поставила в самые гиблые окружения националистические, но он сумел духовно и идейно исцелиться. И превозмочь, презреть шоу-бизнес и укрославу.
Он говорил, что не может ради Украины ненавидеть русских и отречься от Руси, что это неправильно. Пошел против всего окружения и против течения. Вы же знаете нашу обстановку. Националистическая поросль его объявляла сумашедшим балалаечником, или двинувшимся на русской вере, но он гнул свое.
И в России пел русское и украинское и в Украине для народа выступал — но тоже и русское и украинское. Умиротворял и одухотворял искусством и высокой идеей единения Руси.
Всем правосекам и укронацикам он был как прыщ и заноза. Потому что подлинный талант, потому что настояший человек. И «москаль» и в то же время самый первый — укроикона «Ще не вмерла», когда они все еще трусили публично «любити Україну і її славу і волю».
И вот — погиб. Погиб в нескольких метрах от дома в тишайшем пасторальном просто Кременце. Уютном размеренном провинциальном городке, в котором такое ДТП вообще представить за гранью.
Его смерть — огромная трагедия и для семьи и для нашего народа.
Для меня лично он очень много открыл в музыке и нашей культуре. Он был сильный фолькльорист. Он исследовал, искал и клал на музыку древнейшие русские и карпаторусские духовные стихи и канты. Магия древнерусского пения в его исполнении и его музыке к этим словам — поразительна.
Как поразителен и поэтический дар и огромный духовный и музыкальный вкус и профессиональность.
Он был воодушевляющим публичным нравственным примером — что можно презреть укроненависти, преодолеть. Стать Человеком с большой буквы. Остаться человеком, горячо любящим и свою малую Родину и ее традицию и Большое Отечество — Русь.
Это был очень сложный, очень требующий в первую очередь строже всего с себя человек. По большому счету это современный праведник. И зримая надежда и пример, что от русофобской укрозаразы можно исцелиться — вопреки всему, как Мюнхаузену, самому вытащить себя за волосы из трясины. Из той среды, откуда он вышел, и того уровня искушений славой — я незнаю другого такого примера, как Жданкин.
Самое главное он сумел.
Нам он оставил свое творчество и свой подвижнический пример.
Светлая ему память и земля пухом.
P.S. На портале Русской Народной Линии размещены реквизиты помощи семье Василия Жданкина. Он и его семья никогда не шиковали. А такое внезапное горе тем более ужасно.
№ банковской карты в помощь семье Жданкина:
5168 7573 6513 9346
Zhdankina Anastasiia
Карта Приват банка
В Яндексе или Гугле вбить PaySend
Там можно переводить деньги с карты на карту
P.S.2. Здесь ВКонтакт https://vk.com/club93408988 Василия Жданкина с частью его творчества, и музыкой, которую он сам ценил. Слушайте Жданкина, ищите на ю-тубе. Это настоящее искусство. И — молитесь за Украину! Это завет Василия Жданкина после исполнения известного песнопения «Город золотой».