Наступает время, когда мы все будем стоять перед Крестом и Евангелием — не на исповеди, потому что дни сугубого покаяния, Великий пост завершается, а перед Страстями Христовыми, когда надо будет совершенно забыть о себе и ничего не видеть, кроме Христа, грядущего на вольную Страсть нашего ради спасения. И оттого, каким будет наше стояние перед Крестом и Евангелием, будет зависеть вся наша судьба — то, что произойдет с нами на земле и в вечности. По обычаю мы начинаем чтение четырех Евангелий за неделю до положенного по уставу срока, чтобы быть в состоянии усвоить пищу, которую предлагает нам Господь. И это чтение Евангелия сразу помногу — не так, как мы обычно читаем по календарю по зачалам — особенный дар Церкви в эти дни. Мы готовились к принятию его в течение всего Великого поста. Бывает одной строки, одного слова в Евангелии достаточно, чтобы перевернулась вся наша жизнь, но теперь мы начинаем понимать, почему преподобный Серафим Саровский на каждый день в свое молитвенное правило включал чтение одного из Евангелий целиком. В течение года священники постоянно напоминают нам, что чтение слова Божия должно быть у нас каждый день, как и молитва. О молитве сказано: «даяй молитву молящемуся». Нельзя научиться молиться, не молясь, и чем больше мы молимся, тем больше Господь дает нам подлинную молитву. Так и о чтении слова Божия можно сказать то же самое. Надо, чтобы ум наш плавал, как говорят святые отцы, в Писании. Бывает, человек, даже ничего не знающий о Боге, как бы случайно берет Евангелие, и вдруг ему открывается, что есть Бог, что есть жизнь вечная. И эту жизнь ему Бог предлагает.
Евангелие — книга жизни Господа. Оно существует для того, чтобы стать книгой нашей жизни. От того, как мы слушаем слово Божие, зависит вся наша жизнь. Не потому ли научиться читать Писание так не просто? Ведь недостаточно только услышать, важно сохранить услышанное — отвергнуться себя, чтобы принять судьбу, которая может быть только у Самого Христа, — по дару Его и Его Евангелия.
Оно не для того написано, чтобы быть просто понятым, но чтобы приблизиться к нам вплотную и поставить нас на пороге тайны. Оно не для того существует, чтобы быть прочитанным, а чтобы быть принятым нами в себя. Каждое его слово ― дух жизни. Легкое и свободное, как огонь, оно ищет алчущие и жаждущие души, чтобы воспламениться в них. Исполненное жизни, оно как закваска, которая охватывает все тесто и заставляет его бродить. Слова обычных человеческих книг постигаются и взвешиваются нашим разумом. Слова Евангелия испытывают нас, и нам надо выдержать это испытание. Мы усваиваем слова обычных книг, слова Евангелия усваивают нас себе.
Слова Евангелия ― чудодейственны. Если они не меняют нас, значит мы не хотим открыть им свою жизнь. Но в каждом слове Господа, в каждой Его притче и примере ― громоподобная сила, исцеляющая, очищающая, воскрешающая нас. Условие чтения или слушания Евангелия одно ― быть как расслабленный, как сотник ― с готовностью немедленно все исполнить в совершенном послушании. В Евангелии есть места очень таинственные, кажется, абсолютно непостижимые. Мы не знаем, как применить эти слова в нашей жизни. Но есть другие ― беспощадно ясные. Если мы будем от всего сердца стараться быть верными тому, что мы понимаем, это приведет нас к пониманию того, что остается таинственно непостижимым. Если мы должны по возможности делать простым то, что нам кажется сложным, это не значит, что нам надо усложнять то, что просто. Когда Христос говорит нам: «Не мсти за себя» или «да будет слово ваше: да, да и нет, нет, а что сверх того, то ― от лукавого», Он ждет от нас только послушания. И никакие наши рассуждения здесь не помогут. Нам поможет только, если мы будем стараться хранить в себе ― нашей верой и нашей надеждой ― слово, которому мы хотим повиноваться. Между ним и нашей волей должен как бы быть заключен договор ― Новый Завет жизни.
Кроме того, таинство слова не может быть отделено от всех таинств Церкви. Когда мы целуем Крест и Евангелие после исповеди или когда мы просто берем Евангелие в руки, мы должны сознавать, что в нем обитает Превечное Слово, Которое хочет воплотиться в нас, овладеть нами. Чтобы Его Тело и Кровь соединились с нашей ― как это происходит в причастии, Его Дух ― с нашим духом, и мы начали жить в другом месте, в другом времени, в другом человеческом общении. Углубить Евангелие таким образом ― значит отвергнуться нашей жизни, чтобы принять судьбу, которая только может быть у Самого Христа ― по дару Его и Его Евангелия.
* * *
Почему существует столько ложных толкований Евангелия? Нормально, когда человек хочет проникнуть в тайны Священного Писания и вообще в Божественные тайны. Но опасность заключается в том, что человек делает это непропорционально своему духовному росту. То есть когда он хочет сам проникнуть в тайны Божии и объяснить их. Затем он учит этим тайнам других людей, в то время как сам не достиг необходимой духовной высоты. Так возникают ереси, секты, прелестные состояния, падения, соблазны, отпадения от Церкви.
Святые отцы говорят о таком человеке, что он, находясь за трапезой, хочет грызть кости молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем труде «Жизнь Моисея». Бог заповедал израильтянам как несовершенным вкушать только нежное мясо пасхального агнца, мягкое для зубов, и приправлять его горькими травами. А что касается костей агнца, следует не сокрушать их и не есть, но сжигать в огне (Исх. 12, 8). Это значит, говорит святитель Григорий, что мы должны давать толкование Священного Писания (и вообще нашей веры в Бога) не иначе как только по нашему духовному возрасту. И что мы должны вкушать эту пищу с горькими травами — то есть со всеми страданиями, с горечью, которую приносит нам жизнь. Потому что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» и в постижение тайн его. Речь идет о наших личных скорбях и о нашем участии в страдании народа Божия и единокровных нам братьев, как это было обязательно еще в Ветхом Завете. Если нет у нас этого, как можем мы «вкусить и увидеть, что благ Господь»? А что касается глубочайших тайн Священного Писания и Промысла Божия, которые являются крепкими костями, их не подобает вкушать молочными зубами. Их сжигают в огне — то есть они могут быть постигнуты только теми, кто достиг духовной зрелости, душами испытанными. Не только в пламени искушений, но в огне Божественной благодати — теми, кто познал благодать.
А до тех пор мы должны смиренно понимать такое толкование Писания, какое нам предлагают святые отцы, жизнью своей исполнившие Евангелие и потому познавшие смысл его. То, что нам открывает Церковь. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Священное Писание посреди Церкви — как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны прежде всего увидеть и исповедать с покаянием свою наготу. Если Самого Христа сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, говорят святые отцы, то что он может сделать с нашими бедными головами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его!
Евангелие дорого нам прежде всего как исповедание неповрежденной истины. Судьбы человечества связаны с хранением истины. Потому так смертельно опасен всякий компромисс с ложью — якобы ради спасения всех, якобы ради Церкви и даже якобы ради Господа. «Не говори: ради Господа я согрешил. Ибо Он не имеет надобности в муже грешном. То, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15, 11—12). Пока в мире будет хоть один человек, до конца верный истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.
Смерть Христа на Кресте и Его Воскресение относятся ко всем, в том числе и к незнающим об этом людям. Здесь проходит испытание глубины нашей веры. Как бы ни были люди духовно мертвы, даже если они являются врагами Божиими, есть еще в них надежда, пока хранится в роде человеческом истина и святыня Креста и Евангелия.
* * *
Многие недавно переступившие порог храма простодушно спрашивают: «Можно ли читать Священное Писание сидя, и сколько его нужно читать каждый день?» Кто из священников не слышал такого вопроса!
Преподобный Серафим Саровский говорит, что Писание нужно читать стоя на коленях и со слезами. А святитель Филарет Московский говорит, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах. Святитель Иннокентий Московский говорит, что духовной пищи нужно принимать столько, сколько мы можем усвоить. И все святые отцы говорят, что Писание необходимо читать ежедневно. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Послушайте те из вас, кто живет в миру (не священник и не монах, но обременен женою и детьми). Вам апостол Павел особенно советует чтение Писания: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростию»» (Кол. 3, 16). Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Как в раю, Бог ходит в Священном Писании, ища человека. Открывай Священное Писание каждый день, и Бог найдет тебя. Он ходит там и ищет тебя, чтобы дать тебе утешение и надежду».
Сегодня, когда все делается в мире, чтобы превратить человека в бессловесное существо, и слишком многие изнемогают от уныния, мы должны дорожить этим священным убежищем. «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15, 5).
Лучшими своими мыслями и чувствами наша русская культура обязана Писанию. Ф. М. Достоевский был четыре года в Сибири на каторге, проходя, как он сказал, через «невыразимые и нескончаемые страдания». Единственное, благодаря чему он выжил, была маленькая книга Нового Завета, которую две женщины-христианки дали ему по дороге в Сибирь. Она спасла его от гибели.
Особенно когда у нас горе и беда, мы должны обращаться к слову Божию. Одна прихожанка нашего храма рассказывала, что ей предстояла серьезная операция. Она боялась, хотя знала, что делать операцию будет лучший хирург и что многие друзья молились за нее. Духовный отец изо всех сил старался успокоить ее, но она все равно боялась. В больнице, лежа одна в палате, она открыла книгу Священного Писания, и прочитала все Евангелие. Через несколько дней после операции она сказала своему батюшке: «Перед операцией я всю ночь читала Евангелие. У меня родилось твердое убеждение реальной близости Бога, что Он со мной, и страх исчез». Одна женщина рассказывала, что она вышла замуж за богатого человека, за «нового русского» (как говорили у нас в 90-е годы прошлого века), и испытывала страшную пустоту в своей жизни. Ничто не радовало ее. И она пристрастилась к винопитию. Брак был на грани распада. Поняв однажды, что никакие психиатры ей не помогут, она начала читать Священное Писание и обрела чудесное чувство мира и освобождения. Ее пустоту заполнил Бог. И муж тоже изменился.
Есть рассказ известного архипастыря о том, как он, будучи неверующим человеком, начал по обязанности читать Евангелие (кажется, для подготовки к зачету в университете) и во время чтения ему открылся воскресший Христос.
Мы настойчиво повторяем, что истинное значение Священного Писания открывается только в Церкви. Конечно, Господь предваряет и неверующих людей Своею благодатью, но только для того, чтобы привести их в Церковь.
Спроси каждый себя: как бы я мог узнать имя Христово, если бы не Церковь? И все, что раскрывает тайну имени Его — Сын Божий, Господь, Спаситель. Не просто имя, но жизнь Его и Сам Он. Без Церкви я бы услышал о Нем просто как о величайшем Человеке, одном из многих, в ряду других, может быть, более ярком, более глубоком, чем другие, и все. Поэтому другая опасность — полагать, будто у нас есть Евангелие, и больше нам ничего не надо. Нет! Без Церкви нет никакого Евангелия — слова Божия, которое родилось из среды верующих, знающих Его лично как Бога людей. И они передали нам его, чтобы мы знали Бога лично. И если бы даже оно дошло до нас само по себе, это был бы только интересный исторический документ. Но не было бы в нем благой вести, огненного благодатного слова, которое одно только способно зажечь жизнь человеческую навеки. Этой встречи с Богом Живым, которая способна исцелить душу всякого человека от смертельного отчаяния.
Нет большего утешения, чем то, которое дает Сам Бог. Однако мы должны помнить, что слово Христово — всегда крестное слово. И принимать его — все равно, что причащаться Святых Христовых Таин, которые могут быть нам либо во оправдание и освящение, либо в суд и осуждение. Все равно, что проходить через великое испытание, пройдя через которое человек не остается таким, каким был. Он становится либо сильнее, либо слабее. И наконец он выбирает, каким ему быть.
* * *
Если мы научаемся чему-то очень существенному в Евангелии, то это для того, чтобы начать жить этим и сделаться способными научить других. Христос говорит: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Требуется, говоря современным языком, и теория, и практика, святая жизнь и просвещение других. «Но я мало знаю. Я не изучал богословие. Я не могу проповедовать, — слышим мы чье-то возражение. — Что же будет со мною и такими как я?» Даже если мы «сотворим, но не научим» других, мы будем исключены из Царства Небесного?
Когда Христос говорит, что Его ученики должны не только жить по-христиански, но и научить других, это не означает, что все верующие должны основательно изучать богословие и становиться способными проповедовать о чудесах Божиих с церковного амвона. Такого рода труды — для немногих, получивших дар проповедовать. На этих проповедниках лежит великая ответственность, и они должны быть очень внимательными к своей жизни. Если они не живут так, как проповедуют, то окажутся лицемерами, о которых Христос говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры».
Кроме проповеди с церковного амвона есть другой вид проповеди. Это — простое учение Церкви. Это те немногие слова о Христе, которые всякий мало-мальски грамотный христианин может сказать. Те немногие слова, которые исходят из глубоко верующего сердца, однажды благодатно коснувшегося слов Евангелия, и которые подлинный христианин старается применять к своей каждодневной жизни. Эти немногие слова могут оказывать большое влияние на других людей.
Я знаю немало людей, которые, живя в грехе и неправде, внезапно уверовали во Христа, не благодаря чьему-то красноречию, но благодаря простым словам, которые они услышали от смиренного верующего. Все, наверное, помнят из жития преподобного Серафима Саровского, как приехал к нему из любопытства в обитель прославленный генерал и после продолжительной беседы вышел от него, рыдая, как ребенок, оставив в келье преподобного все свои ордена. Какие простые слова сказал ему святой, которые, как меч, рассекли его и проникли «до разделения души и духа, составов и мозгов», как говорит апостол (Евр. 4, 12)?
Всякий, кто верит во Христа, может быть учителем, проповедником Писания. Ко всем нам относится слово Христово: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Все мы, христиане, без единого исключения, призваны исполнять заповеди Божии и, согласно мере наших даров, быть светом — сияющими проповедниками нашим ближним.
* * *
Как-то я получил такое письмо: «Батюшка! Вы пишете много о культуре и литературе. Но основание культуры — «Книга книг», Библия. Один мой знакомый попробовал было читать Библию. Бабушка ему все говорила: «Почитай, внучек, Евангелие, все поймешь». Начал, да бросил — ничего не понятно, «никакого Бога я там не нашел». А другой, весьма образованный человек, все прочел, и считает, что Библия — гениальнейшая в мире книга, «драгоценное достояние мировой культуры; культурному человеку стыдно не знать ее; но опять же, при чем тут Бог»».
Есть два способа чтения книг. Первый — когда читающий ставит свой ум судией текста, стараясь подчинить его своему пониманию, затем сравнивает то, что он познал, с уже известным ему. Второй способ — когда читающий рассматривает текст как нечто превосходящее его разумение и старается подчинить себя смыслу этого текста. Этот текст — его судия, и для него он — абсолютный критерий истины. Первый способ подходит ко всякой светской книге — к научной или к беллетристике. Второй — исключительно к Священному Писанию. Первый означает, что человек господствует над миром. Человеку это по естеству его дано. Второй — исходит из господства Бога над человеком, как Творца, мудрость и сила Которого бесконечны.
Но если смешивать эти два способа, нельзя не запутаться как в том, так и в другом случае. Потому что, если мы будем читать научное или художественное произведение, как Евангелие, мы не только лишим свой ум естественной познавательной способности, мы утратим человеческое достоинство «венца творения». Но с другой стороны, если мы будем читать Священное Писание, как научную книгу, мы умалим Бога в своем восприятии — в мыслях и чувствах. Бог и Его величие — самое главное, что есть в Священном Писании — окажутся недоступными для нас. У нас невольно появится чувство обманчивого превосходства над Божественными вещами, и мы станем жертвой того же заблуждения, какое было у Адама при грехопадении.
Постигнуть Священное Писание, значит подчинить себя ему. Не для того мы должны читать, чтобы изучить, исследовать. А для того, чтобы понять. Есть существенная разница между духовным разумением и интеллектуальным изучением. Духовное разумение заключается в принятии Божественной истины, которая раскрывается по благодати. Если человек исполняется решимости жить по истине, Божественная истина касается его сердца и, по мере верности истине, наполняет его.
Мы призваны уразуметь любовь Христову, превосходящую всякое разумение, как говорит апостол. Познание Бога, любовь Божия и вообще все, что относится к Богу, превосходит всякое познание. Оно бесконечно выше всякого человеческого познания. Потому бесполезно и безумно, говорят святые отцы, подвергать внешнему исследованию Божественные истины, пытаясь постигнуть их одним умом, подчинить своему уму. Напротив, человек должен подчинить себя любви Божией так, чтобы его дух открылся Божественной истине. Это значит, что человек должен быть подготовлен к принятию этого бесконечного знания. «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, — говорит апостол Павел, — могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3, 18). А чисто интеллектуальные знания приводят к тому, что человек неизбежно переходит от подчинения истине — к господству над истиной. Можно так овладеть Священным Писанием, что ощущать себя как бы собственником истины. Но такой подход приводит к умалению истины, к ограничению ее. На самом деле это путь, противоположный христианскому подвигу, который один дает нам «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы мы могли исполниться всею полнотою Божией» (Еф. 3, 19).
Теоретическое изучение Библии, если оно отделено от духовной жизни, от изучения Писания через послушание ему, приводит к отвлеченному поклонению истине. Оно подвигает ум, но не касается сердца. Оно может давать желание истины, но не заботится о том, как ее достигнуть. «Приближаются люди сии ко Мне устами своими, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис. 29, 13). Печально, что такой тип чтения, толкования, изучения Священного Писания является преобладающим не только у католиков и протестантов, но и часто в духовных учебных заведениях нашей Православной Церкви. Евангелие умаляется до источника, из которого можно цитировать отдельные стихи. Его идеи становятся предметом академического изучения, статей и докладов.
Мы ни в коем случае не выступаем против теоретического изучения Писания. Но все мы терпим большой урон, когда оставляем практическое изучение Евангелия за счет теоретического. «Наблюдайте, как вы слушаете», — говорит Господь. Лучшую иллюстрацию этого дает апостол Иаков, когда сравнивает человека, слушающего слово Божие и забывающего его, — с тем, кто, увидев свое лицо в зеркале и отойдя от зеркала, тотчас же забывает, как он выглядит. Кто не старается жить по слову Божию, точно так же перестает видеть себя в истине. Можно читать Евангелие регулярно каждый день и чувствовать ту же непроходимую бездну между тем, что читается, и тем, как мы живем.
На самом деле эта тема намного глубже, чем может показаться. Сам сатана мастерски владеет текстами Священного Писания и пытается искушать ими не кого-нибудь, а Самого Спасителя. «Что же будет с нашими бедными головами, если мы будем самонадеянно приступать к слову Божию?» — говорит, размышляя об этом, святитель Кирилл Александрийский. Известно, что большинство ересей основано на ложном толковании Священного Писания. Первомученик архидиакон Стефан обвиняет лучших знатоков Библии, судящий его Синедрион: «Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян. 7, 51). Дух Святой говорит с нами через Евангелие. Своевольное, «необрезанное», сердце не слышит Духа Святого и не отвечает на Его зов, потому что человек боится, как бы Дух Святой не потребовал от него все оставить — все, что не по Евангелию, все те ложные принципы, все отношения, из которых он хочет извлечь выгоду или наслаждение — то, что так дорого ему. Он боится, как бы Дух Святой не потребовал от него идти против себя или против мира, в то время как он больше всего на свете любит себя и то, что в мире.
Протоиерей Александр Шаргунов