От чего зависит наша судьба на земле и в вечности

Слово на всенощном бдении праздника Успения Божией Матери

Мы достигли праздника Успения Божией Матери. Праздника смерти первой из рода человеческого, Которая приобщилась к победе над смертью Ее Божественного Сына. Очень важно нам увидеть в нем то, что относится лично к каждому из нас — от чего зависит наша судьба здесь, на земле, а тем более в вечности. И тайну смерти мы должны увидеть в свете Успения Божией Матери, в свете Богородичной Пасхи.

Смерть страшна. Был человек, и нет его. Что стало с ним? Обесценилось все, к чему он стремился, на что надеялся, ради чего трудился. Человек без Бога представляет собой странное явление — он есть, и одновременно его нет. Он есть в том, что он делает сейчас. И его нет, если посмотреть на его жизнь с некоторого расстояния — с того расстояния, которое обязательно упразднит жизнь каждого человека, всех нас, здесь присутствующих, всего рода человеческого.

Но в Воскресении Христовом смерть потеряла свою силу. Более того — она стала тем, чему мы желаем приобщиться, ибо через нее дается самое глубокое обновление нашей жизни и самая совершенная ее полнота. Как во Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). И как грех царствовал к смерти, так благодать Христова царствует через праведность Его к жизни вечной (Рим. 5, 17).

А другой апостол говорит: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3, 14). Любовь абсолютно тождественна царству новой жизни. И Божия Матерь как никто другой в роде человеческом знала эту любовь. У Креста Христова, когда оружие скорби проходило Ее пречистую душу, Она явила такую любовь к Своему Божественному Сыну и ко всему роду человеческому, к тем людям, которые были повинны в Его смерти.

Праздник Успения открывается нам только тогда, когда мы готовы принять скорбь ради любви ко Христу и ради любви к нашим братьям и сестрам — знающим тайну победы над смертью или по-прежнему пребывающим во тьме неведения.

В этом смысл нашего поста, всей нашей жизни. Умирание для себя должно преобразоваться в воскресение для новой жизни. Потому неслучайно почти весь Успенский пост охватывает праздник Преображения. Чем дальше мы идем по этому пути, чем глубже становится наше вхождение в эту тайну — тем больше открывается нам смысл праздника Успения Божией Матери. Жизнь по плоти — торжество смерти, и ничего более. И мир все более живет жизнью только плотскою, как бы абсолютно непроницаемой для благодати, для света истинной жизни.

Вот наше участие в сегодняшнем празднике. Если мы приближаемся к плащанице Божией Матери с твердым намерением идти этим путем, Господь совершит все остальное. Потому что только по мере нашего умирания во Христе и со Христом — мы оживаем с Ним. Только по мере нашей отдачи себя Ему, мы принимаем от Него дары. Только по мере нашего смирения перед Его святою волею Он возносит нас. Только по мере того, как мы пленяемся в послушание Ему, дарует Он нам подлинную свободу.

Если бы Христос не отвергся Себя до смерти Крестной, мы не были бы способны избрать этот путь. Если бы Божия Матерь Своею любовью ко Господу и ко всем людям не вошла в тайну победы Христовой над смертью, у нас не было бы такой Заступницы, и мы не могли бы без Ее всесильной помощи следовать за Господом. И если бы не дал нам Господь однажды вкусить вечной жизни в Своем Воскресении и в Богородичной Пасхе, мы не имели бы сил по-настоящему идти Его путем. Но и этот дар не приобщит нас в вечности Воскресению Христову и Успению Божией Матери, а будет нам только в горшее осуждение, если мы не будем умирать для похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Путь умирания для себя — это путь приобщения тайне воскресения, путь узнавания радости, которая не от мира сего. И когда мы узнаем эту радость, всякий страх смерти навсегда исчезает от нас, потому что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18).

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X