Толкование на евангельское чтение в Неделю 14-ю по Пятидесятнице
Как часто мы слышим этот вопрос: «Почему одни христиане, которые живут как будто вполне благочестиво, все исполняют, регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, становятся все более теплохладными по отношению к своей вере, а другие, даже пришедшие ко Господу от многих грехов, покаявшись, и причастившись однажды, исповедуют — и не одними устами — что Христос для них все?» Ответ дан в известной нам притче о званых на брачный пир. Каждый раз читая правило ко Святому Причащению, мы повторяем молитву: «Во светлостех святых Твоих како вниду недостойный, аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от ангелов: очисти скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец».
Начало этой притчи относительно легко понять. Разумеется, Бог удивляет нас, когда Он зовет всех подряд — верующих и как будто не очень верующих. Но это не шокирует нас. Мы уже знаем это милосердие без меры. И мы рассчитываем на него. Такой Бог представляется нам понятным. Но остальная часть притчи — трудней. Вот, брачный пир наполнен приглашенными — самого разного рода. Среди них нет ни одного, кто имел бы на это право. Все оказались здесь к своему собственному изумлению ни за что. Но у одних — брачная одежда, у других — нет. И эти последние изгоняются тотчас же, и бросаются со связанными руками во тьму. И Христос говорит: «Много званых, но мало избранных».
Что хочет сказать Господь? Почему такая жестокость? Почему одни званые, ответившие на приглашение, не достигают цели, а другие — достигают, потому что они избранные? И что это за брачная одежда, почему в нее надо абсолютно обязательно облачиться, чтобы не лишиться благодати Бога, о Котором мы знаем, что Он весь любовь и милосердие?
Существует простой, известный всем ответ, что отсутствие брачной одежды — признак небрежения, неверности. Чтобы не в суд или во осуждение причаститься Святых Христовых Таин, чтобы войти в Царство Божие, надо соответствовать ему и быть подготовленным к нему. В притче нигде не сказано, что изгнанные были в грязной рабочей спецовке или в модных джинсах с дырами на коленках. Может быть, они нарядились как на торжественный прием, надели лучший костюм для земного брачного пира. Но неужели только внешний наряд позволяет войти в Царствие Божие, неужели это единственное, что Бог может признать? Нет, речь идет не о том, чтобы просто все исполнять, как полагается, и иметь чистые руки. Разве Христос не говорил до этого, что блудницы и грешники предваряют всех в этом Царствии? Возможность быть среди избранных дается и грешникам, при условии, если они оденутся не в одежду этой земли, как бы ни была она красива, а в настоящую, единственную одежду брака Царства.
Так что же такое эта брачная одежда? Апостол Павел говорит, что это новая одежда нового человека, сотворенного во Христе. Это одежда — Иисус Христос. Мы должны совершенно совлечься ветхого человека и всех его претензий, как изношенной одежды. И облечься в сияющую, новую — в Самого Христа, в смирение Его Креста и в силу Его Воскресения. Царь не потерпит среди гостей никого — не имеет значения, добрые они или злые, — кроме тех, кто являет черты Его Сына. Тех, кто хотят быть избранными и возлюбленными в единственно Избранном и единственно Возлюбленном Иисусе Христе.
А каковы черты Иисуса Христа? Апостол Павел ясно обозначает их: «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3, 12). Лик Христов — это кроткое сострадание, это милосердие, не имеющее конца по отношению ко всем нашим ближним. Такова и брачная одежда — единственная, которую Бог может признать на празднике пира веры. Если дано нам было ощутить однажды эту Его благодать, и мы постарались в свою очередь обратить ее в любовь к нашим ближним.
Таковы избранные Божии и возлюбленные Его. Со страхом и трепетом приступают они ко Господу — как Петр, как Павел, как Мария Магдалина, как Мария Египетская, как разбойник благоразумный. С сердцем сокрушенным, умягченным, с пламенеющим сердцем святого, которое трепещет при малейшем приближении всякой подлинной любви. Такова брачная одежда, вызывающая трепет у Самого Господа, ибо таких причастников ищет Господь.
Протоиерей Александр Шаргунов