«Не упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом»

Слово в день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

«Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом», — говорит апостол (Еф. 5, 18). Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» была явлена в 1878 году. Известен рассказ об обретении этого чудотворного образа. Один отставной солдат Тульской губернии погибал от беспробудного пьянства, у него даже отнялись ноги, а бросить пить он никак не мог. Он увидел во сне некоего старца, который велел ему отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Серпухове, во Владычнем монастыре. Однако не сразу удалось ему выполнить это повеление — ноги не действуют, и денег на дорогу нет. Только после того как сон повторился еще два раза, он ползком двинулся в монастырь. В монастыре даже не знали, что у них есть икона с таким названием. Ее обнаружили по изображению Богородицы с Евхаристической Чашей и по надписи на обратной стороне. Перед образом совершили молебен, после которого этот человек получил чудесное исцеление — от физического недуга и неудержимой тяги к вину. А самое главное, ему дано было узнать благодать покаяния и причащения Святых Христовых Таин.

Не зря говорят, что в вине утонуло несравненно больше людей, чем во всех морях. Пьянство — особенная беда русского народа. Но касается она, разумеется, всего человечества и идет из самой глубины времен.

Книга Бытия повествует нам о Ное, о том, как после спасения от Потопа, единственный со своей семьей во всем роде человеческом, он устраивает пир. Здесь, как в зеркале, видно все, что происходит и доныне в мире. Остановимся подробно на этом событии и постараемся увидеть, как оно связано с чудом иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Праздник у Ноя, он пьет вино. Но он пьет — от избытка радости — слишком свободно, не зная удержу, и становится пьяным. Это был его грех, великий грех. Хуже всего, что это произошло так скоро после избавления, которое даровал ему Господь. Бог оставил его, когда он слишком замкнулся на себе, на своей радости, и забыл о Боге. И Бог предоставил его собственной свободе. А нам оставил его в Священном Писании, чтобы показать, что даже лучшие из людей, после того как совершилось грехопадение, не могут избежать греха. Они могут быть бдительными в своей духовной жизни, исполненными решимости быть верными Богу, и когда приходят к ним испытания, мужественно одолевают их. Но из-за самонадеянности, из-за забвения благодати Божией, внезапно впадают в грех. Они могут впадать в грех, когда час испытаний, кажется, миновал. Они, как говорится, терпят кораблекрушение в гавани. Именно это произошло с Ноем. Он пережил всемирный Потоп — все погибли, а он за верность Богу остался живым. И вот после всего не избегает падения.

Жизнь — это плавание среди всемирного греховного потопа, который происходит на наших глазах. Есть некоторые из нас, кто внимательно относится к тайнам жизни, — им открываются глубины добра и зла. Постом и молитвой они укрепляются в верности Богу. Но святая Церковь предупреждает нас — как бы нам не оказаться подобными этому ветхозаветному праведнику, который прошел все испытания, а когда достиг безопасного места, потерпел поражение. Мы должны быть особенно осторожными после утешения благодатью.

И еще один урок преподает нам Господь. Когда у нас благополучие, избыток всего, это может быть для нас испытанием не менее опасным, чем скорби и бедствия. Многие самым жалким образом терпят поражение, когда у них, кажется, все прекрасно. Потому Господь и посылает скорби и бедствия, чтобы привести нас в чувство, чтобы мы знали, что еще не достигли цели, что мы еще в пути. А если бы мы об этом не забывали никогда, если бы мы лицом своим были всегда обращены ко Господу, туда, куда лежит наш путь, то Господь, наверное, не посылал бы нам этих скорбей.

Последствием греха Ноя был стыд и позор. Господь показывает, что такое грех — это всегда стыд. Человек опозорен. Обнажен к своему стыду, подобно Адаму, когда тот вкусил запрещенный плод. Позор может быть вечным, когда Господь на последнем Своем Суде откроет сокровенные тайны каждого. И нам показано, какое великое зло пьянство. Оно обнажает все слабости человека и делает его уязвимым для врага. Пьянство выводит наружу все темное, недостойное, нечистое, что есть в человеке. Пьяные стражи открывают ворота крепости, которую они поставлены охранять. Сам народ открывает врагу все ворота крепости нашего Отечества. Что толку кричать, что там враги и там враги! Мы сами раскрыли для них все ворота.

В мире — пьянство греха. Человек опьяняется грехом, грех кажется сладким, и море ему по колено. И он гибнет в этой пучине, которая бесчестит его, делает презираемым. Весь наш народ, как это было особенно в самом начале так называемой «перестройки», бесчестит и делает презренным в глазах других народов. Мы помним поистине безумную попытку «борьбы с алкоголизмом» в этот период, когда по распоряжению власти вырубались подчистую лучшие виноградники нашей страны. Вот как размышляет о подобных деяниях святой Иоанн Златоуст: «Я слышу, что некоторые говорят: если бы не было вина, мы не были бы пьяницами! О, безумные! Люди грешат, а мы презираем дар Божий! Неужели вино — причина такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: «О, если бы не было пьянства!» А если скажем: лучше не было бы вина, — то можем и далее сказать: лучше не было бы железа, потому что есть человекоубийцы; лучше бы не было ночи, потому что есть воры; лучше бы не было света, потому что есть клеветники. Таким образом ты все наконец захочешь истребить. Но ты не поступай так, потому что это — сатанинский дух. Не презирай вина, но презирай пьянство».

Когда пьяный приходит в себя, ужас охватывает его от одной мысли, что он натворил. А бывает, что это пьянство греха беспробудно, и протрезвления не наступает. Неужели нет никакого избавления? На иконе «Неупиваемая Чаша» изображен Богомладенец Христос стоящим в чаше, которая символизирует Чашу причащения. Богородица воздевает руки в молитве за грешников и зовет к неиссякаемому источнику радости и спасения.

Обратим внимание на то, какую первую молитву произносит Церковь после пресуществления Святых Даров. Первые слова священника после совершения самого великого, что может быть на земле: «Якоже быти причащающимся во трезвение души». Трезвость нам необходима прежде всего потому, что мы все опьянены грехом. И нетрезво, нездраво судим обо всем, что с нами происходит. И первый возглас священника после пресуществления Святых Даров — обращение к заступничеству Божией Матери: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Господь зовет нас учиться у Божией Матери такому заступничеству — за всех, и за вся. И прежде всего за пораженных несчастьем греха людей. Мы должны молиться за них, не уподобляясь тем, кто радуется чужому горю, потешается над бедой русского человека.

В книге Бытия нам показано бесстыдство и нечестие Хама. Сейчас время Хама, и время сейчас сказать об этом. Перед нами человек, который, увидев наготу своего отца, пошел и радостно рассказал о случившемся двум своим братьям. Он обрадовался. Чему же он обрадовался? Да, наверное, он и сам порой напивался допьяна. Как часто те, кто ходят кривыми путями, радуются, когда кто-то впадает в тот же грех, что и они. Это диавольская радость, диавол этому радуется.

Хам зовет других людей — братьев своих, чтобы родного отца выставить перед ними посмешищем. Самое ужасное в его грехе, что он грех превращает в смех, в то, над чем можно смеяться. Это предел падения. То, что у нас сейчас происходит. Через все средства массовой информации круглосуточно идет это хамство — обнажается позор народа и выставляется всем на осмеяние.

Нам показана как пример для подражания благочестивая, в страхе Божием, забота об отце других сыновей Ноя — Сима и Иафета, которые накидывают на него одежду, покрывая его позор. Мы призываемся научиться этой главнейшей добродетели, связанной с тайной Креста, которую являет Чаша Евхаристии и стоящая рядом с этой тайной Божия Матерь, — накидывать одежду на стыд других, покрывать любовью недостатки и грехи своих ближних. Кто может покрыть любовью грехи других людей, кроме Христа? Кто может так заступиться за них, как Пречистая Владычица? Для чего пришел Господь в мир, для чего взял на Себя все последствия нашего бесстыдства, нашей греховности? Для того чтобы Крестом Своим, любовью Крестной покрыть все наши грехи. И чтобы мы приобщались этой любви в покаянии и причащении Святых Христовых Таин.

Когда Ной приходит в себя, он ужасается тому, что произошло. С сердечным покаянием обращается он к Богу, и дух пророчества снова сходит на Ноя, потому что Господь не оставляет Своих. Господь знает немощь человеческую, и когда мы с покаянием обращаемся к Нему, оплакивая свой грех, Господь покрывает наш грех любовью. Подобно умирающему Иакову, Ной говорит своим сыновьям, что с ними станет, и произносит проклятие на сына Хама, на Ханаана. Мы знаем о земле Ханаанской, о том, каким был народ, населявший ее, — люди, исполненные диких суеверий, которые открывают уже путь к сатанизму. Так один грех Хама надолго определяет участь целого народа и в итоге — всего человечества.

Ной произносит проклятие на сына Хамова. Он говорит, что тот будет рабом рабов Сима и Иафета. Это как будто о нашем народе сказано, что он будет рабом рабов, если будет жить так, как сегодня, — в этом пьянстве греха, в этой нераскаянности, в этом бесстыдстве и позоре. Проклятие Ноя идет до конца истории. Бог часто наказывает за нечестие, перенося нечестие родителей на их детей. За грех Хама будет наказан его сын.

Дети естественно наследуют дурную предрасположенность своих отцов и подражают их нечестивой жизни. Ужасно, когда они ничего не предпринимают для того, чтобы освободиться от наследия проклятия, в особенности после того, как пришел Христос и всем людям без исключения предложил дар прощения грехов. Ибо, как сказано в Писании, наказание Господне идет до четвертого рода, а милость Его — в тысячу родов.

В мире существует милость, все превосходящая, но существует и правда, и справедливость. Милость открывается только тогда, когда человек приходит к осознанию, что без справедливости, без правды он не может жить. Потому справедливо, что бесчестие приходит на тех, кто бесчестит других. Особенно на тех, кто бесчестит своих родителей. Сегодня этому греху хамства хотят приобщить всех — даже детей, начиная с младенчества. Какое бесчестие ждет новое поколение! И ничего не исправится, что бы мы ни предпринимали, пока не увидим самую суть, откуда это идет, и что Господь предлагает нам.

Ной благословляет Сима и Иафета, вернее, как сказано, он благословляет Бога за Сима, называя Господа «Богом Сима». В этих словах, что Бог есть Бог Сима, заключаются все благословения. И Симу щедро воздается за то добро, которое он совершил, за почитание своего отца, за то, что он покрыл грех другого человека. Так что Сам Бог становится честью этого человека. Здесь снова раскрывается нам тайна Креста и Евхаристии, и тайна заступничества Божией Матери. Бог воздает славу Богу за то доброе дело, которое творит человек. И когда мы видим добрые дела какого-нибудь человека, мы должны прославлять в первую очередь Бога. Тайна доброго дела велика. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех», — произносит диакон слова Господа во время каждения архиерея при его облачении перед началом литургии (Мф. 5, 16).Поскольку добро восходит к Самому Богу, оно не забывается никогда, так же, как и зло не остается ненаказанным, пока оно не раскаяно. Поэтому честь и милость для человека творить добро, то есть быть служителем Самого Бога. Поэтому прославляется так Божия Матерь, и надежда на Нее не постыжает.

Протоиерей Александр Шаргунов

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X