На дорогах Иерихона

Толкование на евангельское чтение в Неделю 35-ю по Пятидесятнице

Лк, 93 зач., 18, 35—43

Когда же подходил Иисус к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Слушая это Евангелие, мы можем, наверное, лучше понять, что такое предельное одиночество. Мы — как этот просящий слепой, замурованный в стены нашего мрака и отделенности друг от друга. И то, о чем мы просим, — не только внешний свет, который всегда остается холодным и безличным, но свет, дающий нам общение с Богом и друг с другом, и делающий нас живыми.

Мы, конечно же, тоже слышим, как люди ходят вокруг нас, и мы слышим другие шумы, еще более тревожные. Но мы не выйдем из нашего одиночества, из нашего ада, пока вера, Само Превечное Слово Отца нашего Небесного не коснется нас непосредственно, лично. «Чего ты хочешь от Меня?» — спрашивает Господь. И вот, это бесценное Слово, Христос, Свет дается нам, и с Ним — Жизнь, Общение.

Наверное, много было других просящих слепых на дорогах Иерихона, но в этот день только Вартимей — в Евангелии от Марка он назван по имени — воскрес для видения света. Почему?

Мы знаем почему, по собственному опыту. Для него, как и для нас, есть Тот, Кто предваряет, предуготовляет, Кто ждет пришествия Слова в нас, как только мы перестаем Ему своими грехами сопротивляться. Это Тот, Кто есть Само Дыхание Слова, Дух, Который молится за нас, ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными и зовет: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня!» Мы должны стать этими просителями света, алчущими и жаждущими пришествия к нам Христа, света нашей жизни. Только Он нам нужен, и более ничто. Он, и только Он, может дать нам общение с Богом и с людьми, и Жизнь. И если немного нас таких сегодня в Москве и во всей нашей России, кто слышит проходящего рядом с нами Христа и начинает всем своим существом взывать к Нему, если нас немного, это не значит, что мы должны потрясенно принять этот свет, и затем ревниво хранить его только для себя. В таком случае этот свет начнет угасать, он непременно угаснет.

Если мы оказались в числе тех, кто сподобился узнать этот свет, это не значит, что мы приняли его, как если бы он был наш и предназначался только для нас. Нет, Спаситель дает Себя нам, чтобы мы могли давать этот свет другим. Он, свет нашей жизни, просвещает нас, чтобы мы могли просиять этим светом и дать Жизнь, Его Жизнь, многим другим. Это значит, что здесь и сейчас мы, просящие света, стали на месте всех слепых нашей страны. Это значит, что их скорби становятся нашими скорбями, чтобы стать нашей молитвой, взывающей непрерывно ко Господу: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня!» Да, прежде всего меня, чтобы я перестал быть замкнутым на себе, чтобы «мы», а не только «я», открывалось в этой молитве, как в молитве Господней «Отче наш», чтобы многие воскресали в Причастии Богу, в истинном общении друг с другом. Неужели кому-то из нас еще не ясно: нашей верой и только нашей верой может быть спасено Отечество наше и весь мир.

Протоиерей Александр Шаргунов
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X