Слово в среду Светлой седмицы
Христос воскресе!
Пасха Христова возвещает не просто победу над так называемой естественной смертью. Ибо по самой сути своей человек определяется тем, какие у него отношения с Богом, образом Которого он является.
Оттого что отношения с Богом могут быть ложными и отношения с людьми — разрушительными, мы можем свидетельствовать также, что бывает жизнь, которую на самом деле невозможно назвать жизнью, но выражением смерти. Человечеству известен этот печальный опыт: есть дела и люди, которые сеют повсюду смерть. И мы сами порой ощущаем в своем сердце прикосновение смерти. «Не любящий брата своего пребывает в смерти», — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 14). Некоторые наши поступки — уже смерть. И в то же время мы дерзаем утверждать, что если мы со Христом, наша смерть — уже не впереди, а позади нас. Разумеется, наша жизнь протекает в тех же условиях, среди тех же трудов и скорбей, что и у всех людей. И мы все тоже однажды умрем. Сам Христос прошел через смерть, хотя Он — Сын Божий. Но пасхальная вера дает нам уверенность, что наша смерть не сможет разрушить жизнь, которая уже теперь по дару Христа, по дару Духа Святого присутствует в нас.
Рядом с Марфой и Марией было множество людей, которые видели то же, что и они, то же чудо воскрешения четверодневного Лазаря. Но это не привело их к вере, потому что сердца их были мертвы. Более того, с этого момента они стали искать, как умертвить Христа. Они видели, не веря, — чудо Божие не привело их ни к чему. Марфа же уверовала, не видя, — и родилась для истинной жизни. «Верующий в Меня, — говорит Христос, — даже если умрет, оживет».
Самое потрясающее заключается именно в этом. Мы все знаем, какие человечество ищет сегодня способы преодолеть смерть, — в том числе, не гнушаясь бреднями реинкарнации, — чтобы забыть о смерти, сделать вид, что ее не существует. Это ложное отрицание смерти может быть сокрыто у иных, в том числе и у стоящих со свечками среди Пасхи, за видимостью торжества земной жизни, в то время как миллионы людей обрекаются ими на близкое к смерти нищенское существование. Такое отрицание рано или поздно приводит к полному краху. Что бы ни делал человек, для него всегда остается единственный, все определяющий вопрос: почему смерть? почему она должна вдребезги сокрушить мою жизнь? Как избежать смерти?
Пасха Христова дает увидеть все в совершенно ином свете. Главным вопросом для нас должно быть — не что будет с жизнью, когда она разобьется о смерть, а — родились ли мы на самом деле для жизни. Или по-прежнему находимся в смерти? Ради чего, ради кого употребляем мы нашу жизнь и данные нам Богом таланты? Церковь говорит нам в эти пасхальные дни, что главная проблема человека заключается не в его переходе в смерть в конце жизни, но в переходе его — теперь — от смерти к жизни. Мы часто спрашиваем, какой будет наша жизнь после смерти. Христос задает нам в ответ вопрос: какая жизнь у вас — прежде смерти? Если мы хотим любой ценой быть живыми после смерти, мы должны знать, по крайней мере, являемся ли мы живыми сейчас. По возвращении домой блудного сына, его отец восклицает: «Мой сын был мертв, и вот он живой» (Лк. 15, 24). Есть ли у нас уверенность в том, что мы живем истинной жизнью?
Истинную жизнь мы видим в Крестной победе Христовой и в делах тех, кого мы называем святыми. Она — в даре, в отдаче себя Богу и людям. «Кто погубит свою жизнь, тот обретет ее». Для христианина, для того, кто узнал, что Христос воскрес, подлинное существование — не череда лет, разбивающихся о смерть. Истинная жизнь открывает прямо противоположный этому путь. Она есть рождение, восхождение к Богу, приобщение к свету, переход от смерти к жизни, который совершается сейчас. Среди предельного мрака ночи истории, среди нескончаемых крушений и бед, Пасха Христова дарует человечеству сияющую неложную надежду. Не только для нас, но и для лишенных всего на свете людей — благодаря присутствию среди них Церкви Христовой с ее победоносной огненной радостью. Но прежде всего те, кто в Церкви, призваны ныне припасть к источнику жизни, наполняющей смерть. Потому что для столь многих представляется она по-прежнему непреодолимой бездной. Воистину непреодолимой — когда человек предоставлен только себе. Но не тогда, когда он предает всего себя Господу Иисусу Христу. Ибо Он ради всех победил смерть.
Протоиерей Александр Шаргунов