Слово на евангельское чтение в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
Мф, 18 зач., 6, 22—33
Сказал Господь: светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Мы никогда не живем в достаточной мере так, как Христос нам заповедует. Снова Он открывает нам сегодня, что есть наша каждодневная жизнь, каждый день нашей жизни, и то, какая простая и прекрасная связь существует между нами и Богом.
Прежде всего, Христос говорит нам, что мы из себя представляем: мы — чудесней Соломона и лилий полевых, мы созданы по образу славы Божией! И тем не менее мы снедаемы тревогами. Кто из нас внезапно не был охвачен ими — не имеет значения, какие были для этого причины. Но мы не только порой исполняемся тревогами — нормально для человека иметь их — они заполняют все наше существование. Мы искушаемы многозаботливостью. И это намного серьезней.
Что это значит? Что Спаситель открывает нам о нас? Прежде всего то, что если у нас есть многозаботливость, то мы еще в смерти, в небытии, мы погружены в то отрицание, которым заражен весь мир. Почему? Потому что мы ведем себя так, как если бы сами были источником нашего существования. Мы стараемся делать то, что хотим, но когда встречаемся с неодолимыми преградами, нами овладевает мрачная тревога. Иногда мы вырываемся из этого состояния смерти, но все-таки остаемся теми, кого Христос называет «маловерными». Мы ведем себя так, как если бы сами создали себя. Но когда надежда на свои силы не срабатывает, мы призываем Господа на помощь — маленький лучик веры появляется в нашем сердце. Это не яркий свет, но мы начинаем познавать себя и благодаря этому познавать нашего Бога Отца. Только Христос, Возлюбленный Сын Божий, Который соединился с нашей смертью и воскрес в Своем человечестве, в нашем человечестве, открывает нам также нашего Небесного Отца.
«Отче наш, иже еси на небесех!» Из Твоих глубин мы созданы, как говорят пророки. От Тебя мы рождаемся каждое мгновение. Наша личная вечная тайна, в которую, несомненно, внесли свой вклад наши родители, наши предки, наше свободное, личное, вечное существо рождается от Небесного Отца каждое мгновение. Оно дано нам, и мы существуем, потому что оно дано нам даром.
Потому все несчастье нашей многозаботливости заключается в том, что мы не помним об этом, забываем о Боге, и действуем так, будто сами являемся своим источником. В то время как мы должны просто обратиться к Нему, потому что мы — от Него, всегда. Достаточно нам быть там, где на самом деле наш источник, там, где Он — «от начала Сущий», Тот, Кто «с нами Бог».
Царство Божие внутри нас, и мы должны чаще входить в себя, не боясь молчания нашего сердца, где Отец Небесный говорит с нами и зовет нас Своим Словом, Которое есть Христос. Воскресший Христос — свидетельство, что Отец Небесный любит нас, потому что теперь, по дару Христа, Он — «наш», и всегда пребывает с нами. Каждый из нас в своем человечестве живет своими тревогами, своими скорбями, своими надеждами, своими мечтами — что мы знаем друг о друге? Но все это воскресший Христос берет на Себя, Он живет с нами.
Наша вера начинается здесь: она в воскресшем Христе, а не в смутном «божестве», всегда внешнем по отношению к нам. Наш Отец Небесный, Бог Живой незаслуженно, даром дает Себя нам. И именно потому, что Он не заслужен нами, что Он даром, и мы созданы по Его образу, наши отношения с Ним свободны, не навязаны извне. Бог это не средство, к которому можно прибегать, когда все остальные возможности исчерпаны. Наш ответ Ему должен быть, как и у Него, свободным, и эта свобода обретается Духом Святым, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). Слова сегодняшнего Евангелия — бесконечно глубокие в своей простоте, и первые слушатели их, как и мы сейчас, несомненно, понимали тайну: наш Бог есть Общение, и потому Он — источник и смысл наших личных отношений с Ним.
Будем молить Господа, чтобы дано нам было пробуждение от смерти забвения о главном, которое есть наш грех, наше отделение себя от Бога. Благодатью Духа Святого обратимся к Отцу и Его чадам в Возлюбленном Сыне Его. Речь идет о том, чтобы мы все более узнавали, что мы Его чада. Это и означает «искать Царства Божия и правды его прежде всего».
Мы должны подлинно стать Его чадами в доверии, которое дарует нам Дух Святой, изливаясь в наши сердца, если мы молимся Ему. У нас, несомненно, есть причины для воздыханий, но воздыхания Духа Святого за нас — это совсем другое (Рим. 8, 26). Это воздыхания, воспринятые Христом, и через них Он дает Свою жизнь Воскресения. Будем умолять об этом непрестанно — в этом заключается жизнь веры — чтобы по дару Христа мы всецело обратились к нашему Богу. Это доверие ничто не может поколебать, эта надежда не может быть обманута, потому что Дух Святой, дар всех даров, дается любящим Бога не мерою.
Протоиерей Александр Шаргунов