Толкование на евангельское чтение в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
Лк, 39 зач., 8, 41—56
Пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Мы слышали сегодня за литургией евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Нам явлено чудо любви Христовой — избыточествующей любви, потому что Господь идет по просьбе начальника синагоги Иаира исцелить его болящую дочь, и попутно по дороге совершает чудо исцеления безнадежно больного человека. Эта любовь, эта сила жизни исходит от Него, и она действует непрерывно.
Оттого что Он как бы замедлил в пути, теряется смысл Его прихода к начальнику синагоги — что может молитва за человека, когда он умер? И Господь показывает, как велика сила Его любви, воскрешая эту умершую.
Господь идет к Своему Кресту, к Своим Страданиям. Все, что происходит в Евангелии с самого начала Его служения, есть описание этого восшествия. Чтобы мы очевидным, видимым образом могли ощутить, что Христос берет на Себя грехи всего мира. Все страдания, все нужды других людей — будь это душевная или телесная скорбь — чудом Его любви становятся Его собственной нуждой. И Господь исцеляет и воскрешает больную или уже мертвую жизнь.
Мы знаем, что Христос Своей любовью все совершил и победил смерть и всякое зло. И сейчас мы приходим к Нему в Церковь, и знаем, где можем прикоснуться к Нему и как прикоснуться. «Прикоснулся ко Мне кто-то!» — с изумлением говорит Христос, хотя так или иначе к Нему прикасается все человечество, миллионы и миллиарды людей. Как может Он избежать этого прикосновения? Но Он говорит так, будто среди этой громадной толпы есть всего только один человек.
«Не бойся», — обращается Он к женщине. Среди какой угодно толпы, среди всех веков, среди всех страданий и смертей, среди всех чудес, какие Он совершает, ни один человек не забыт, не скрыт от Его любящего внимания. Один-единственный ты присутствуешь в этой толпе всего человечества — тот, кто прикасается ко Господу.
Господь совершает это чудо не только ради одного человека, а ради всех людей — чтобы исцелить всякое страдание и воскресить всякую смерть. И чтобы показать нам, что исцеление, в котором мы нуждаемся, — очень глубоко. Он дает нам исцеление от наших болезней, а может, даже совершает чудо возвращения к уже утраченной жизни, чтобы подготовить нас к более тяжким болезням, к более серьезному испытанию — к тому переходу, который уже будет вечным, который навсегда определит нашу судьбу.
Поэтому когда мы слышим чей-то плач: «Сколько ни молилась я, не исцелил Господь мою дочь, она умерла!» — мы должны понять смысл всех страданий, болезни и смерти. Он в том, что мы должны прикоснуться ко Господу и узнать, что «сила от Него исходит». С одной стороны — именно та сила, в которой присутствие Отца и Духа Святого. А с другой — то бессилие, которое Он явит на Кресте, когда будет совершенно лишен всякой силы — именно для того, чтобы прикоснуться ко всякому страданию, ко всякой немощи, ко всякой смерти человеческой.
Господь напоминает нам, что вся наша жизнь — это сплошная утрата. Мы все время теряем, и Господь не исцеляет нас, не избавляет нас от страданий, от тревог и смерти. Он хочет дать нам смысл, Он хочет, чтобы мы прикоснулись к Его силе. Чтобы не было этого бессмысленного тупика отчаяния, в котором живут люди, не прикоснувшиеся ко Христу. Чтобы мы узнали, что в страдании и смерти есть жизнь избыточествующая, которую принес нам Господь. Есть любовь, которую не может отделить от нас никакая смерть, никакие страдания, потому что Господь присутствует с нами. И когда умирает близкий нам человек, мы должны прикасаться к тому, что Христос совершил и совершает ради этого человека. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 8). Только когда мы на самом деле понимаем эти слова апостола Павла, тогда мы касаемся Христа. И исполняясь доверия ко всему, что Он совершает с нами, и в жизни, и в смерти, делаемся способными воспринимать серьезно и жизнь, и смерть.
Смерть реальна. Мы на самом деле расстаемся с дорогим человеком. И мы можем на самом деле не встретиться с ним никогда. Но реально и то, что Христос совершил ради этого человека и всех людей. И единственное утешение может быть только в нашем прикосновении к Нему — в нашей приобщенности той любви, которая победила «последнего врага» рода человеческого — смерть (1 Кор. 15, 26).
Дай Бог, чтобы всегда среди нас был такой человек, который всей кровью своей, всем покаянием своим мог бы прикоснуться ко Христу! И пусть никто из нас не сетует на свой жребий — что Господь обделил его какими-то дарами или служением. Чем больше скорбей, тем большую милость может даровать Господь. Если бы сейчас мы — наша Россия, истекающая кровью телесно и духовно среди нарастающей естественной убыли населения, потерь на войне и отхода многих от Церкви, весь народ наш — могли принести свое страдание ко Христу, прикоснуться к краю одежд Его! Знаете ли вы, что край одежды в Ветхом Завете у благочестивого человека представлял собой переплетение голубых и белых нитей, символизировавших заповеди Божии? Такая одежда была знаком принадлежности народу Божию, Богу (Числ. 15, 38—39). Если бы обратился ко Богу весь наш народ — тогда Господь совершил бы его исцеление и воскрешение.
Протоиерей Александр Шаргунов