Слово на евангельское чтение в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
В сегодняшнем Евангелии мы слышим притчу о злых виноградарях. Господь возвещает в этой притче о том, что будет с Ним и что будет с богоизбранным народом.
Поражает прежде всего глубина доверия Бога, которое Он имеет к людям. Хозяин отдает виноградник делателям, а сам удаляется. Он не стоит над этими людьми, как надсмотрщик. И Бог точно так же как будто отсутствует в нашей жизни. Он дал нам жизнь, дал нам землю, дал труд на этой земле, а самого Его как будто и нет, так что некоторые люди даже и говорят, что нет другого хозяина, кроме них самих.
Однако мы знаем, что Хозяин есть. И Бог присутствует в нашей жизни. И вся мудрость наша заключается в том, чтобы мы понимали, что все зависит от Бога, и все упование возлагали на Него. А с другой стороны, мы должны с такой ответственностью трудиться, как если бы все, что происходит на земле, зависело от каждого из нас. Это подобно памяти смертной — если ты не будешь жить каждый день так, будто это последний день в твоей жизни, говорят святые отцы, ты не сможешь его достойно, по-христиански прожить. И одновременно мы должны так жить, как будто мы уже бессмертны на этой земле. Как говорит блаженный Августин, возлюби Господа от всего сердца твоего и делай, что хочешь. Делай, что хочешь, только вначале возлюби Господа. И пойми, что любая работа дана тебе Самим Богом. Это Божие дело, если ты так понимаешь то, что совершается с тобой на земле, если так относишься к порученному тебе Богом делу.
Притча поражает нас тем, как наш Господь долготерпелив и многомилостив. Он снова и снова посылает слуг Своих одного за другим, несмотря на их отвержение. Он не наказывает немедленным гневом тех, кто предает Его вестников поруганию, избиению и даже смерти. Он дает еще и еще раз нам возможность отозваться на Его призыв, услышать, что хочет Он дать нам. Бог долготерпелив к нашим грехам. Но все-таки притча заканчивается суровым приговором. Господин виноградника отнимает этот виноградник у недостойных делателей и отдает его другим.
Что может быть печальнее, чем когда Господь отнимает от нас дело, которое Он нам раньше доверил! Есть другая притча о бесплодной смоковнице. «Сколько можно смотреть на нее, для чего она место занимает, не пора ли ее убрать и предать огню», — говорит хозяин смоковницы, и добавляет: «Подожду еще год, обложу ее навозом, и посмотрим, не даст ли она плодов». Если напрасны будут все усилия, которые прилагает Господь для того, чтобы вразумить нас, то Он отнимет от нас все, что нам дано, и самую нашу жизнь. «Отнимется от вас Царство Божие, — говорит Господь, — и дастся другим народам». Это было сказано Израилю. Разве мы не слышим, что Господь и к нам обращает это слово? Потому что как тогда были язычники — люди, не знающие Бога, которые вдруг, когда все обнажилось до последней глубины, оказались ближе ко Христу Богу, чем те, которые всю жизнь служили Ему, — так и теперь может произойти с нами. Люди как будто еще Христа Бога не знают, но у них сердце обливается кровью при виде такого поругания человеческого достоинства, какое мы видим сегодня. И потому, когда явится антихрист, «человек беззакония», они с ужасом отпрянут от этой мерзости и станут на сторону Христа Бога. Эти люди уже сейчас ближе к Богу, чем мы, если мы не желаем видеть, как страшен грех, как губителен он для миллионов душ человеческих.
Мы должны со смирением и глубоким покаянием оценивать всю свою жизнь — так, как это делали наши святые мученики. Как священномученик Анатолий Жураховский, который, находясь в концлагере, лишенный возможности совершать литургию, приносит благодарение Богу. «Издалека, — говорит он, — целую землю, где приносится теперь бескровная Жертва». Господь отнял от него это великое служение, и он умоляет долготерпеливого Господа о милости — чтобы Бог одному Ему ведомыми судьбами даровал ему вечное спасение.
И нам было очень много дано, как богоизбранному народу — и ограждение, и точило, и башня. Русскому народу дано было, может быть, больше, чем какому бы то ни было другому народу. Была дарована самая богатая в мире земля, самая святая, единственно спасающая вера — Православие, самый добрый, самый благочестивый в мире царь. И все было отнято. Нам все дано сейчас для того, чтобы мы могли исполнить то дело, ради которого Господь призвал нас в этот мир. Господь не только открывает нам истину и правду, но дает силу, чтобы мы могли жить по истине и правде. Он дает нам не только служение, но все необходимое для этого служения.
И вот, в этой притче мы видим Господа нашего Иисуса Христа, Который воздает честь всем святым праведным людям, всем пророкам, которые были прежде Него. Но Он говорит, что они были только служители, а Он — Сын, Сын Божий. Он знает, что пришел на землю, чтобы умереть. И Он говорит, что это произойдет не потому, что кто-то у Него отнимает жизнь, а потому что Он Сам предает Себя на смерть для спасения многих. И виноградари — религиозные вожди богоизбранного народа — это знают. Они не потому хотят Его убить, что они не знают этого, а именно потому что они знают. «Придем и убьем Его, и наследство будет наше».
Эта «тайна беззакония» в конце концов сводится к тому, чтобы стать человеку свободным от Бога, от всех Его заповедей, утвердить свою собственную свободу, жить так, как хочется. Эта притча раскрывает нам, до какой степени может быть искажена человеческая свобода, как велика она и безмерна, и как страшен грех. По существу, вся эта притча есть описание греха. Всякий бунт и восстание против Бога, которые описаны здесь, — это и есть грех в предельном его выражении. Свобода без Бога с неизбежностью приводит к утверждению греха как нормы. Мы знаем, что Бог не хочет, чтобы люди так поступали. Но сколь многие поступают по своей собственной воле, потому что им так нравится.
Духовные вожди израильского, да и всякого народа несут особую ответственность за все происходящее с их народом и со всем миром. Нынешний синедрион, который хочет погубить Православие и Россию, знает, что такое Православие и что такое Россия. И знает, что геноцид русского народа, утрата им нравственных ориентиров приведет к свободе, которая будет означать рабство греху всего мира.
Но «камень, который отвергли строители, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших» — так должны начинать православные христиане каждый свой день, так начинается богослужение утрени каждого дня. Господь Иисус Христос есть краеугольный камень, на котором совершается строительство жизни, благодаря которому ее нельзя разрушить. Кому еще не ясно, что дело не в том, что наши враги так сильны, а в том, что мы строим не на камне. Миллионы в минувшем веке грезили о «строительстве коммунизма» или о строительстве с уничтожением «иудео-большевизма» (как говорил Гитлер), а сегодня строительство без Бога открывает последние бездны сатанинские. Слово «масон» переводится на русский язык как «каменщик, строитель». Это строительство без Бога, где архитектор хочет поставить себя на место Христа. Антихрист — это тот, кто вместо Христа.
Господь говорит, что печальна участь тех, кто упадет на этот камень, и на кого этот камень упадет. И велика надежда тех, кто на недвижимом камне заповедей Христовых, на Христе созидают свою жизнь и жизнь человечества. Им дается неодолимая крепость от Господа и свобода, которой никто не может отнять.
Протоиерей Александр Шаргунов