Слово на Утрени в Неделю 15-ю по Пятидесятнице
Евангелие воскресное 4-е (Лк, 112 зач., 24, 1—12)
В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли женщины ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
«Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес». Это евангельское благовестие — самое потрясающее из всего, что когда-либо слышал мир, благовестие о том, что человек, с которым жили в течение тридцати лет, тот, кто умер, — живой. Он — Живой.
«Что ищете вы Живого?» Того, Кто Источник жизни, Того, Кто в начале всякой жизни. «Его нет здесь: Он воскрес». Сколь потрясающим явилось это благовестие, и чтобы сделать его более понятным, ангелы говорят святым женам: «Вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». Чтобы удостовериться в победе Христовой, в истине, в том, что Он — Живой, надо возвращаться к тому, что Христос говорил на земле.
Мы знаем, что апостолы никогда не понимали этих слов — так что спрашивали друг друга: «Что значит воскреснуть из мертвых?» Святые жены-мироносицы вспомнили слова Господа и поняли. Они — посланцы Божии прежде апостолов, возвещающие Воскресение. Они говорят одиннадцати и всем то, что они услышали. Их слова, сообщает нам Евангелие, показались им пустыми женскими фантазиями, и они не поверили им. «Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Он потрясен. Его потрясение растет, но это еще не вера. Надо, чтобы он пошел с апостолом Иоанном ко гробу Христову и понял. Надо, чтобы ему открылось, что есть тайна Христа, Бога Живого.
Каждое воскресенье мы празднуем малую Пасху, торжество Того, Кто сокрушил смерть, Кто вовеки Живой. Преданный смерти, решительно приобщившийся всему, что составляет нашу судьбу, Он — Первенец из мертвых, исполненный жизни Святого Духа. Ибо воскресение не есть воскресение в смертном теле, но воскресение в новом теле, в теле, которое все преображено светом, все преображено славой Божией.
Наши тела — это мы сами, и в то же время это не мы. Мы не есть наше тело, однако это наше тело. Есть что-то поразительное в нас по отношению к нашему телу: это тело — наше тело, и в то же время мы превосходим себя нашим телом или, точнее, наша душа облекает это тело, содержит, держит его, и в момент смерти, когда душа отделяется от тела, тела уже нет. Есть только тело, которое начинает распадаться. Наше тело дано нам, чтобы мы могли умереть и воскреснуть.
Что происходит в утро Пасхи? Отныне тело Христово (тело и душа) находятся в Божественном свете. Он воскрес в силе Духа, как говорит апостол в Послании к Римлянам. И всем светом Духа Святого пронизывает новый мир, мир Божий.
Исповедовать, что Христос воскрес, значит исповедовать, что Христос — истинный Бог и истинный человек, что Он живет этой вечной жизнью, которую мы призваны познать, и которую мы — веруем и исповедуем — уже познали. Смысл нашего христианства — возвестить миру об этой ни с чем не сравнимой реальности. Если мы христиане, мы должны возвещать о Христе Живом: Его нет уже среди мертвых, Он поистине живет жизнью Бога, и Он зовет нас жить Его жизнью. Ибо если мы крещеные, если мы на самом деле во Христа крестились, — мы во Христа облеклись, и мы будем преображены новой жизнью, которая в нас. Эта новая жизнь невидима. Однако она — в нас, действующая, торжествующая. Мы живем новой жизнью силой Отца, благодатью Духа, Воскресением Христовым. И если мы причастны Ему смертью, подобной Его смерти, сколь более будем причастны Ему воскресением, подобным Его Воскресению!
Отныне все новое в нас. Мы должны понять то, что является сердцем нашей веры. Поистине Господь есть Господь наш и Бог наш, Он Бог абсолютно непостижимый в Своей любви. Так возлюбил Бог мир, что дал нам Сына Своего Единородного в Духе Святом, и вводит нас Им в Свою жизнь. Мы воскресли в Нем. Все, что ветхое в нас, исчезает в новизне Христа. Мы должны войти в эту новизну Господа. Мы уже не рабы греха, мы созданы для Божественной жизни, для жизни, которая уже не немощь, а мир, радость, свет.
Воскресший из мертвых Христос уже не умирает, смерть не имеет над Ним никакой власти. То же самое относится и к нам. Смерть не имеет больше власти над нами, поскольку мы умерли греху и живем Иисусом Христом. Вы скажете: мы проходим через смерть, и этот мир жесток, он обнаруживает все большую жестокость, все более пугающую. Никто не отрицает жестокость этого мира. Писание предупреждает о ней. Но в глубине этого мира присутствует непостижимый свет, возвышающий нас и преображающий наше тело светом Сына Божия. Бог — здесь, с нами и в нас, в сердце этого мира. Среди смерти и распада Бог совершает преображение жизни, делая нас способными уподобляться Своему Божественному Сыну. О, если бы все крещеные, по принятии таинства крещения уподобившиеся Христу, сохраняли этот дар!
Будем молиться, чтобы свет Воскресения, уверенность присутствия Бога невидимого, побеждающего смерть, не угасла в наших сердцах, чтобы мы, приобщившиеся крепости Божией, не стали снова расслабленными.
В сердце мира — свет. Предадим нашу жизнь этому свету. Он — кроток, он Свете тихий, он не производит шума, но он осветил однажды сотворенный Богом и отпавший от Бога мир, и он освещает его всегда.
Церковь состоит из немощных грешных людей, и среди них — немало непросвещенных, и то и дело отступающих от чистоты веры. Но в сердце Церкви — торжество истины, торжество Пасхи, и это больше, чем мир, и то, что в мире. В Церкви — торжество любви, которая творит святых, новых людей, чувствующих себя победителями в пасхальные и не только пасхальные дни, потому что они однажды встретили лик Христа, и этот лик озарил их.
Святые жены-мироносицы пошли ко гробу, а апостолы не поверили. Не бойтесь! Любовь Божия всегда сильнее нашего маловерия. Даже если апостолы усомнились, даже если у кого-то из нас есть сомнения, мы должны веровать, потому что за всем этим стоит Тот, Кто взял на Себя все наше убожество, облекся в него, и навсегда преобразил его.
Будем просить у Господа дар войти в Его победоносную жизнь, предадим себя до последних глубин этой тайне Бога Живого, Которого нет уже среди мертвых, но Который в сердце Жизни. Он бесконечно прекрасен, ибо Бог бесконечно прекрасен. Он — весь Любовь, ибо Бог есть Любовь.
Будем так жить Воскресением Христовым и так приветствовать всех этой радостью, этой любовью, этим миром, чтобы это благовестие «Христос воскресе!» было услышано всеми.
Протоиерей Александр Шаргунов