Слово на чине Погребения Божией Матери
Снова мы, по милости Божией, сподобились предстояния тайне Успения Божией Матери. Совершился наш крестный ход со святой Плащаницей вокруг храма, и из глубины сердец всех молящихся возносились молитвы к Ней. Матерь Божия, помилуй нас! Пресвятая Богородице, избави нас от величайшего единственного зла — греха! Не остави нас в час нашей смерти!
Жизнь снова открывается нам на подлинной глубине. Мы узнаём, что она дана нам, чтобы мы узнали силу греха и власть смерти, узнали любовь Бога и любовь Божией Матери. Мы предстоим перед судом любви, мы судимы любовью. И поэтому нет и не должно быть места отчаянию. Отчаяние — это отказ быть судимым любовью.
Оттого что Бог наш — любовь, а не потому, что мы ищем более легкого земного пути, стали мы христианами. И в жизни христианской все счастье заключается только во Христе, когда мы узнаём, что Христос — истина. И только по этой причине мы счастливы среди любых скорбей.
Сегодня Божия Матерь, будем верить, никого не оставит неутешенным. Хотя бы каплю света от Божественного океана любви да дарует Она каждому из нас! Ибо нет такого человеческого греха, который мог бы остановить милосердие Божие, который мог бы воспрепятствовать Его победоносной силе там, где предстательство Божией Матери.
Когда мы касаемся тайны Ее Успения, Ее воскресения, совершается дивное обновление, и мы становимся способными делать добро — то, что благородно, что чисто, что прекрасно, что любезно Богу, что соответствует воле Его. Ее любовью мы избавляемся от рабства греха и владычества смерти, и нам открывается, что когда с нами эта благодать, мы можем не грешить. Нам открывается тайна нашей жизни и нашей смерти.
Но мы знаем, что придет время (которое может быть очень продолжительным), когда не будет с нами благодати, когда Господь лишит нас этого утешения. И это время очень важно для нашей жизни, потому что в течение его нам дается возможность засвидетельствовать свою верность любви Христовой, Матери Божией и тому свету, который однажды нам так незаслуженно был дарован. Засвидетельствовать, что в заповедях Божиих, в правде Христовой по-прежнему присутствует этот свет. И что путь веры всегда бесконечно прост и доступен нам.
Христос говорит, что всякий человек может достичь небесной славы только через крест. Сам Он прошел через Крест, прежде чем явилась всем слава Его Воскресения. И Матерь Божия в час Успения была причастна Воскресению Христову, потому что Она уже прошла через крест, когда стояла у Креста Христова. И Ее молитвой в час стояния Ее у Креста Христова, даром Божиим, всегда дается нам крест как благословенное наше спасение. Поэтому каждый из нас пусть помнит всегда, что как бы ни был он мал и незаметен — он велик перед вечностью. И что у него — у каждого из нас — отношения с Божией Матерью единственные и сокровенные.
С этого момента точка отсчета нашей жизни становится совершенно другой. Пусть снова и снова прорвется грех в нашей жизни — но мы уже знаем, что не грех определяет нашу жизнь, а Бог. Только Господь, Который любит нас и Которого мы оскорбили грехом. Но мы не желаем никогда больше этого допустить. Молитвами Богородицы, у Креста стоящей и в час Своего Успения предстательствующей за нас, открывается нам первый плод победы Христовой над смертью, дарованной всему роду человеческому, во утверждение нашей надежды. Любовь Божия и наша греховность — несоизмеримы. Мы более любимы, чем мы грешны, говорят святые отцы. Будем всегда хранить эту тайну, как свет Успения, в сердцах наших. И какие бы ни были скорби и испытания, будем знать, что Пасха Христова, Богородичная Пасха преодолевает все.
Протоиерей Александр Шаргунов