Толкование на евангельское чтение в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец
Мф, 1 зач., 1, 1—25
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
В последнее воскресенье до Рождества Христова, в день святых отец, Церковь предлагает нам родословную Спасителя. Эта родословная прекрасна и неисследима, потому что с самого начала Евангелия она открывает нам, как Бог рождается в человеке и как человек рождается в Боге. Это тайна нашего познания Господа. Тот, Кто Эммануил, «С нами Бог», — прорастающее древо жизни, которое принесет в полноте своей плод для всего рода человеческого на Животворящем Кресте.
Это древо родословной Спасителя укоренено в нашей земле, в нашей истории. Родословная Христа неотделима от нашей, потому что Бог открывается в ней и открывает Себя нам. Жизнь каждого человека, молитвенно размышляющего об этой тайне, освещается новым светом. Мы часто забываем, что мы — плод многих поколений наших предков. Речь идет не о законном любопытстве к древу нашей родословной, с которой неразрывно переплетены трудности нашей жизни, а об осознании ее таинственной связи с родословной Христа. В любое время, оттого что мы христиане, мы должны быть готовы, по дару Христа, взять на себя ответственность за наших предков, и таков путь верующего человечества до самого конца мира.
Христос не отказывается от Своих предков. Он берет их судьбу на Себя. Став в полноте истинным человеком, Он приходит не для того, чтобы нарушить, но исполнить. Это относится к каждому из нас. В Своей родословной Сын Божий соединяется с нашим человечеством. Он становится единым с ним, чтобы спасти его, то есть освободить от власти греха и смерти, искажающей в нем образ Божий. Христос становится единым с нашим человечеством, чтобы оно было восстановлено «по образу Божию», чтобы оно обожилось.
Это относится к тому, что происходит с нами, если мы храним верность Христу — будь то наше личное прошлое или прошлое наших предков. Господь принадлежит нам, а мы — Ему. Это значит, что в Нем и с Ним мы освободились от плена греха и смерти, от всего, что мы унаследовали от предков, и, более того, мы становимся богоподобными в Нем. Так исполняется неисполнившееся ожидание наших предков в их устремленности от тьмы к свету. Так родители уготовляют не только для своих детей, но и для своих предков плод еще более живой жизни.
Христос — плод обетования, и потому Его родословная в Евангелии от Матфея начинается с Авраама. Он — плод обетования Отца, Который хочет, чтобы в потомстве Авраама все люди примирились с Богом и друг с другом и стали детьми Божиими. «Аврааму были даны обетования и семени его, — говорит апостол Павел, — не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3, 16). Христос — одновременно плод обетования, данного Аврааму, и плод помазания, которым был помазан Давид. Речь всегда идет о Духе Святом и о принятии нами во Христе этого дара.
Плод обетования Отца, Иисус Христос — также плод веры, вдохновляемой Духом Святым от Авраама до Божией Матери. Христос воплощается от Духа Святого и Приснодевы Марии. И то же самое происходит с нами — новое существо, которым мы становимся в крещении и миропомазании, рождается от Духа Святого и ответной нашей веры. Вот почему в нашем новом рождении мы постоянно нуждаемся в действии Духа Святого и ходатайстве за нас Приснодевы Марии.
Изумительна эта взаимная верность от Авраама до Рождества Христова, идущая через роды и роды, но она приносит свой первый плод в соединении Духа Святого и веры Божией Матери. Такова верность всех святых. К такой верности мы должны устремляться в ответ на верность нам любви Отца, соделывающей нас детьми Божиими.
Христос поистине Сын Авраама и Сын Давидов, но среди Его предков, как и среди наших, которым мы обязаны своим рождением, намешано всего: праведные и грешные, и, может быть, те и другие одновременно, в одних и тех же людях. Среди них есть святые, и есть блудники и убийцы, смиренные и кроткие, особенно после возвращения из плена, и есть тираны. Из этого человечества составлено человечество Христа, как наше — из нашего человечества, нашими предками и нашей личной историей.
Чудо этой родословной — Эммануил — всегда в нашем ответе. Но в этом ответе часто бывает только порыв веры, хрупкая надежда, непостоянная любовь, а также наш грех, неверность. Иссохшие ветви, привитые ко Христу, орошенные Духом Святым, мы должны принести плод. Мы должны убедиться в том, что никто из нас не может по-настоящему стать человеком, пока не родится заново в Богочеловечестве Христа.
Мы должны также обратить внимание в этой родословной Воплощения Сына Единородного на продолжительность времени, в течение которого уготовляется для мира дар Божий. Этим же отмечена и жизнь всех нас, столь нетерпеливых. Христос — плод долготерпения со стороны Божией и долгого ожидания со стороны человека. Так ткется жизнь каждого из нас, если мы внимательны к ней. Терпение Божие — изумительно, непостижимо. Наше ожидание отвечает ли этому терпению? Нам будет дано узнать, если мы действительно готовы ждать, что Бог никогда не медлит и не запаздывает.
Если будет углубляться в наших сердцах надежда, плод жизни начнет прорастать в нас. Бог отдает Себя нам по мере нашей надежды, а затем и сверх нее. «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать больше всего, чем мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3, 20).
Эти оставшиеся часы, которые отделяют нас от великого праздника Рождества Христова, постараемся провести в ожидании и надежде, в слушании слова Божия, в молчании и молитве, чтобы дать Духу Святому действовать в нас. Приобщимся вере тех, кто входит в родословную Спасителя, и прежде всего Пречистой Божией Матери, чтобы ради славы Отчей и ради жизни всех окружающих нас людей быть нам живым свидетельством, что «с нами Бог», и мы с Ним.
Протоиерей Александр Шаргунов