«Семистрельная» икона Божией Матери — один из древних образов, перед которым веками молились об избавлении от войн и мятежей. По мере приближения конца мира и исполнения предупреждения Спасителя о его главных признаках, наша надежда на заступничество Божией Матери не может не возрастать.
Мы знаем пророчество о Кресте праведного старца Симеона, обращенное к Божией Матери: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34—35). Это пророчество изображено на иконе «Умягчение злых сердец», называемой также «Симеоново проречение» и «Семистрельная». Семь мечей или стрел — видимые символические знаки оружия скорби, пронзающей сердце Пречистой. Семь — число, которое означает полноту. Всю полноту печали и болезни сердечной восприняла Усыновившая нас у Креста Своего Божественного Сына, Который взял на Себя грех всего мира. Что сказать о нас? Апостол Павел говорит в Послании к Евреям о вкусивших сил будущего века, которые снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 5—6).
На Кресте наш Бог открывается нам таким, каким мы Его раньше не знали. Это Бог, Который страдает. Бог, Который так любит Свое создание, что переживает страдание любви. Он знает, что значит быть уязвленным теми, кто отказывается быть любимыми, и принимает последствия этого отказа в страдании с ними. Благовестие Божественной скорби — другое именование Его любви к нам — может ответить на бездонный вопрос о спасении тех, кто доныне отвергает Его. Поистине, Бог и Божия Матерь страдают любовью к нам. Эта неисследимая тайна позволяет в какой-то степени проникнуть в страдания Христа и Его Пречистой Матери из-за того зла, в котором мы повинны. Страдание любви, свойственное нашему Богу, в Его непостижимом смирении и верности нам, не может оставить равнодушным сердце даже самого черствого человека. Откровение сострадательной любви идет от любви к любви. Если бы люди знали, что Бог страдает с ними и более их от всего зла, которое заполняет землю, несомненно, многое стало бы иным на земле, и многие души освободились бы от окамененного нечувствия. Только любовь может ответить на страдающую любовь. Может быть, можно отказать в любви суровости Бога Судии, но как отказать смирению Бога, столь близкого нам, столь исполненного сострадания? Пастырь Добрый душу Свою полагает за овцы и обращается с зовом любви ко всем нам, к каждому — особенным личным образом. Все мы призваны к святости смиренной и сияющей любви, совершенный образ которой являет Божия Матерь, уязвленная Христовой любовью. А Церковь, которую мы составляем все вместе, призывается к смиренному признанию своих грехов и к покаянию. Эта Церковь призывается воспринять с большей ответственностью, с большим осознанием грехи своих детей, памятуя о всех скорбных обстоятельствах, когда в течение истории они удалялись от Духа Христова и Его Евангелия, давая миру совсем не свидетельство жизни, вдохновляемое ценностями веры, но различного рода антисвидетельство и соблазн. Призыв к покаянию неумолим. И сегодня, более чем когда-либо, мы нуждаемся в заступничестве Божией Матери, чтобы меч Слова Божия пронзил наши души и вдохновил исполнить замысел Божий о каждом из нас. Мы принадлежим этой Церкви, которая всегда свята и непорочна в своей надмирности, которую мы любим, и в истории, где каждый из нас должен нести свой крест, чтобы восторжествовала слава Божия.
Протоиерей Александр Шаргунов