«Жена! Что ты плачешь, кого ищешь?»

Слово на утрени в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Евангелие воскресное 8-е (Ин, 64 зач., 20, 11—18)

А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Воскресением Христовым Церковь открывает нам, в чем заключается наше покаяние и как велика любовь Господа. Мария Магдалина стоит у гроба и плачет. Она узнала, как благ Господь, изгнавший из нее семь бесов, то есть все грехи, какие могут быть в человеке. Она осознавала свой грех и невозможность одолеть его. Силу победить грехи она получила от Господа. Эта сила теперь постоянно ей нужна. Хотя не так, как раньше, когда ей дано было ощутить грех как ужас, и она уже не могла возвратиться к прежнему. Но чтобы жить, ей необходима теперь постоянно любовь Господня. В своей немощи она всецело опирается только на Господа. Немногие до такой степени постигают милость Господню, величие Его искупительной силы, дар Его всеохватывающей любви! Чтобы оценить огромность ее потери, надо понять, что ей было дано. Она знает, как велика бездна ее грехов и как бесконечна благодать Христова.

«И когда она плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь, кого ищешь?» Господь говорит с ней теми же самыми словами, что и ангелы: «Жена, что ты плачешь?» Но Его вопрос идет дальше: «Кого ищешь?» И ангелы знают, что она ищет Господа. И перед ними она замирает в страхе и трепете. Но только пред Господом может быть открыта до конца ее душа. Тайна покаяния и исповеди — в абсолютной открытости Господу и в искании Его. Таким должно быть наше предстояние перед Крестом и Евангелием — тайной смерти и Воскресения Христова. Исканием со слезами встречи с Самим Христом. Как мы участвуем в таинствах покаяния и причащения? Как в дни Святой Пасхи предстоим Кресту Христову?

Наше искание Христа не должно ни в коем случае ограничиваться исканием утешения земного. «Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, мы несчастнее всех человеков». Так было в тот момент в какой-то мере и с Марией Магдалиной, которая, видя перед собой воскресшего Христа, принимает Его за садовника, за того, кто должен присматривать за гробом. Не находя Христа, мы не должны поддаваться ослепляющему нас горю, а веровать, что Господь — рядом. Он лично ради каждого из нас все победил, и наш взор всегда должен быть обращен к этой победе. Слезы застилают глаза Марии Магдалине, и она не узнает стоящего перед ней Господа. Ее взор обращен к земле, она все видит только в земной плоскости. Крест, смерть, положение во гроб — на этом кончается путь земной. Все, что она просит, — мертвое тело Господа, и потому не узнает Христа, не ограниченного и не связанного никакой смертью.

«Господь говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! — что значит: «Учитель!»» Теперь Господь говорит с ней как ее Господь. И она отвечает — она слышит глас Его и узнает Его по Его гласу. Позвав ее по имени, Господь показывает, что знает ее, и открывает то, что до этого было для нее закрыто. Она отвечает: «Учитель!», и мы видим, что она всецело открыта Ему и что ее взор, ее любовь устремляется от земного к бесконечному.

Этим словом, обращенным к ней, Господь дает ей участвовать в совершенно новой тайне. Она — первая на земле, к кому воскресший Христос обращается со Своим словом, запечатлевая Своей любовью ту, которая Ему принадлежит. Эта печать любви — в слове, с которым Он обращается к ней Сам — не через ангелов. Он находит ее, прежде чем она найдет Его. Он любит ее, прежде чем она ответит Ему своей любовью. Полнота радости ищущему Господа открывается в том, что Господь находит его. Совсем неслучайно Господь, пострадавший ради грешников, обращается в первую очередь к такой грешнице, из которой он изгнал семь бесов. Он показывает этим, что знает ее и считает ее Своей. Ей, а не Иоанну, возлюбленному ученику, не кому-то из других апостолов оказывает Он такую непостижимую честь. Для Марии Магдалины невозможно возгордиться таким предпочтением. Ибо зов любви Господней исполняет совершенного смирения того, к кому он обращен. В тот самый момент, когда ей дается увидеть Христа, она сознает, что получает этот дар как та, кто до этого была первой из грешников. Ибо не для того, чтобы утвердить любящих Его или чтобы придать служению Богу большее достоинство, Господь взял на Себя Крест. Но единственно для того, чтобы избавить от греха все создания Божии. На Кресте Он умер за всех — за ищущих праведности и за безнадежно погибающих, за славных своими достоинствами и за ничего не значащих людей, за всех безымянных грешников мира. Но теперь Он показывает той, которая получила прощение, что Он пострадал лично за нее. К Марии, лично к этой женщине, а не только как к некоему представителю бесчисленного человеческого рода обращается Спаситель. До этого Он заранее взял ее с Собой к Своему Кресту. Этот Крест был перед ее глазами. И Кресту предшествовала ее любовь ко Господу и служение Ему. Таинство покаяния начинало открываться ей уже у самого Креста. Но теперь дело искупления завершено, и скоро воскресший Христос, передав дыхание Своей Божественной жизни апостолам, установит это таинство для всей Церкви. И первая, кого Он хочет приобщить этому новому дару, — Мария Магдалина. Только теперь, в свете Христова Воскресения, она способна увидеть по-настоящему Крест, найти навеки своего Господа и принять Его всепревосходящую милость. Только когда Господь позовет нас по имени, узнает наша душа Христа Бога. А все предшествующие труды, которые мы совершали ради Него, были лишь путем к этому.

В том, что Господь зовет Марию Магдалину по имени, можно увидеть также образ нашего крещения. В крещении, которое нам дается во оставление грехов, мы получаем новое имя. Даже если оно остается прежним, новое — в том, что наше имя произносит Сам Господь. Для Марии Магдалины на этот зов возможен только один ответ: «Учитель!» В этом слове — полнота ее молитвы и любви, всецелое предание себя Господу. Но это также ответ, идущий за пределы всего. Мария Магдалина не говорит Господу ничего, не рассказывает ни о чем, не раскрывает Ему подробностей своих скорбных исканий. Она не видит ничего кроме Него. Он один существует в целом мире — воскресший Христос. Это момент, когда человек однажды говорит по-настоящему «да» в предельной отдаче себя зову Господню. Когда уже не надо плакать, потому что Господь здесь. Это узнавание Господа не требует объяснения, потому что Бог во мне, и я в Боге. И Его присутствие заполняет все.

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». В этот момент Господь неприкосновенен. Мария Магдалина прикасалась к Нему до этого, и она еще прикоснется к Нему. Но теперь — Он исполнил Свое Крестное служение, но еще не возвратился к Отцу. Ему надо придти к Отцу, прежде чем Он придет к людям с благой вестью, которую Он купил Своею Кровью. Он хочет возвратиться к людям как Тот, Кто пришел от Отца, как Тот, Кто после Своих Крестных Страданий принесет человеческому роду утешение от Бога Отца. Исполненная любви и благодарности, Мария Магдалина хочет прикоснуться ко Господу. Она хочет выразить чисто человеческую радость — снова видеть Его. Но Господь хочет быть Тем, Кем Он хочет быть для нас, Тем, Кто пришел в мир от Отца. Он не хочет, чтобы люди приняли Его победу и Его любовь прежде Отца. Он хочет прежде всего засвидетельствовать Свою любовь к Отцу, принести Ему благодарение за все, что Он совершил, приняв от Него Крестом Свое служение спасения мира.

Он приходит в мир от Отца. Однако прежде чем возвратиться к Отцу, Он является Марии Магдалине, грешнице. У Креста она представляла исключительным образом человеческий грех — тот грех, который прощен и искуплен. В ней Его дело спасения видно как в зеркале. Она покаялась и исповедалась Ему. Он показал ей силу благодати, ведущей к Богу. Ради нее, грешницы, Он совершил этот путь — через Крест, и теперь восходит к Отцу. В утро Пасхи Он говорит ей, что она причастница этого пути. Он вводит ее в тайну Своего возвращения к Отцу. Ей, принесшей исповедание грехов, Он показывает Свое восхождение к Богу Отцу, Который является и ее Богом. Это знамение самой великой близости, которую Господь дает увидеть ей. Прежде Его восхождения на небо, ей дано приобщиться сокровенной тайне общения Сына Божия с Отцом Небесным. Позднее, в Пятидесятницу, она сможет по-новому прикоснуться ко Господу и узнать, что в деле человеческого спасения участвует вся Божественная Троица — Отец, Сын и Святой Дух.

Это восхождение Сына Божия — пасхальное восхождение, еще не Вознесение. Это день Пасхи, неотделимый от вечера первого дня Воскресения, когда апостолы прикасаются ко Господу, едят и пьют с Ним. Он воскрес зримо как человек, и являет эту тайну полноты приобщения нам по Своему человечеству. Но подобно тому как мы, чтобы принять Господа, должны всецело предать себя Ему, потому что мы живем в Нем и Им, так надо было, чтобы и Сын Человеческий после Своего Воскресения обращался к Отцу, потому что Он теперь всецело живет Им и в Нем. Это явление полноты жизни Божественной и человеческой, полноты преображения Креста, пасхальное пересечение его вертикальной и горизонтальной линий, двуединая заповедь о любви к Богу и человеку. Здесь основание христианской любви: одновременно на расстоянии от Бога — «не прикасайся ко Мне» — и в бесконечной близости к Нему. Прежде чем предстать пред Отцом, воскресший Христос является грешному человеку, и обращает весь его взор к Своему восхождению. «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Просвещенная новым знанием, Мария Магдалина получает новое благословение — на апостольское служение. Всякое новое знание о Господе неразрывно связано с новым служением. Мария Магдалина пребывает в чистоте, которую она получила за покаяние. В этом тайна служения Господу. Всякая любящая Его душа призывается Им к служению в Церкви. Служение дается тому, кто принес исповедание в своих грехах. Бог дает не только прощение, но и служение.

Благовестие Воскресения обращено ко всем верующим, которых Господь называет своими братьями. Все они должны идти путем восхождения к Отцу. «К Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему». Со всей силой Господь утверждает, что Его Отец и наш Отец. Он всегда был нашим Отцом, но мы перестали быть Его детьми. Нашим грехом мы удалились от Него. Но Своим Крестом Сын Божий снова принял нас как Своих детей. Мы знаем, что Он и раньше говорил, что Его Отец — так же и наш Отец. Но никогда Он не выражал эту тайну столь полно и глубоко. Он говорит об этом так, как если бы Он присутствовал в каждом из нас, как Он присутствует, когда мы причащаемся святых Христовых Таин. Как если бы всякое расстояние между Богом и нами уже не существовало — расстояние между нашим земным существованием и небесным Божественным усыновлением. Сын Божий все исполнил и восполнил с избытком, так что мы можем знать нашего Отца, как Он знает Его, приносить Ему поклонение, как Он приносит Ему. Нет в этом больше никаких сомнений, не существует для этого никаких преград. В Сыне Превечном — мы, как дети дома Отца Небесного, имеем доступ к Нему. Сын открывает нам дверь в Небо. «Аз есмь дверь», — говорит Он. Ничто не может помешать нашему восхождению к Отцу вместе с Его Сыном. Нет больше непреодолимого противостояния греха. Господь только хочет, чтобы мы следовали за Ним и узнавали, что Его Отец — наш Отец, что Его Бог — наш Бог. И тех, кто захочет воспрепятствовать нам, показывая нам наши прежние грехи или грехи, которые мы можем совершать в будущем, Господь посылает их к Марии Магдалине — к ее покаянию, и через такое покаяние — к Воскресению из мертвых как высшему свидетельству Его любви. Говоря: «Не прикасайся ко Мне», — Господь вовсе не хочет, чтобы было расстояние между Им и нами. Напротив, Он создает единство: Его Бог — Тот же Самый, что и наш Бог. И мы должны научиться смотреть на нашего Отца Небесного глазами Его Божественного Сына.

«Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей». Исполняя это служение, она показывает, какая благодать дана всем Крестом Христовым. Она становится в самом полном смысле слова апостолом — святой равноапостольной Марией Магдалиной. Она, эта женщина, избрана Господом, чтобы благовествовать самим апостолам. И каждый христианин может быть призван к такому благовествованию — к благодатному свидетельству, обращенному ко всей Церкви, в том числе иерархии церковной. Так было со многими святыми, и мы видим это на примере этой женщины, обратившейся грешницы. Замечательно, что ее благовестие содержит самую великую тайну Господа. Как в неделю жен-мироносиц, Господь напоминает нам сегодня, что есть в Церкви это особое служение Марии Магдалины. Оно заключается не только в покаянии, но в апостольстве, в благодатном действии в каждом христианине Самого Господа. Мария Магдалина не говорит ничего о себе, и не говорит ничего от себя. Она не свидетельствует ни о своих грехах, ни о своем покаянии, чтобы передать благовестие Креста и Воскресения, но только о Христе и во Христе. Ее покаяние — тайна между нею и Господом, и нисколько не касается других учеников. Только благодать победы Божией освещает посланницу Христову, и эту бесконечную радость о Господе она доносит и до нас. Чтобы и мы могли принести сегодня всей жизнью и всей любовью нашей поклонение Кресту Христову и прославить святое Его Воскресение.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X