Понедельник
Мф, 56 зач., 13, 54—58
Тогда Иисус пришел в отечество Свое, и учил народ в синагоге, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их.
Мы видим Христа в Своем Отечестве. Его соотечественники однажды уже отвергли Его, однако Он снова приходит к ним. Христос не ловит отвергающих Его на слове, но повторяет Свой зов к тем, кого Он пришел спасти. Тем не менее и на этот раз они встречают Его с таким же надмением.
Когда Он учил в синагоге их, они изумлялись, как такое могло быть. Разве имеет Он право быть учителем? У Него же нет богословского образования, как у них. Бесспорно, Он обладает мудростью и творит удивительные дела. Но остается вопрос: откуда все это Он взял? «Откуда у Него такая премудрость и силы?» Если бы они нарочно не закрывали глаза на правду, то увидели бы, что Он пришел от Бога и потому без помощи внешней учености являет чудеса исключительной мудрости и силы.
Кроме того, их приводит в недоумение простота и нищета Его родства. Они не могут знать ничего о тайне Его бессеменного рождения, о том, что Он — Бог, явившийся плотию. Но то, что им известно о мнимом отце Его, они готовы поставить Ему в вину. «Не плотников ли Он сын?» — говорят они. А если бы и было так, что, скажите, плохого было бы в этом? Быть сыном честного труженика — разве это может унижать достоинство человека? Между тем, этот плотник — из дома Давидова (Лк. 1, 27). Он — царского рода, хотя и плотник. И он — ветвь от корня Иессеова.
Точно так же соблазняются они и о Матери Его. В самом деле, «не Его ли Мать называется Мария?» Она носит самое обыкновенное имя, и они все знают Ее, и знают, что Она — простой человек. И они ставят Ему это в упрек, как будто человека можно ценить только за звания и титулы. В то время как речь идет о Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, о Той, Которую отныне будут ублажать все роды. Они пеняют Ему Его братьями, имена которых они знают, это хорошие, может быть, но — бедные люди, и потому ничего не значащие. И Он — такой же, как они. Эти братья Его и сестры — дети от первого брака праведного Иосифа, хранителя девства Пречистой Божией Матери.
Фарисеи относились бы ко Христу с большим уважением, если бы Он был одним из них. А теперь — именно по этой причине они презирают Его. Что скажут они, услышав, что «освящающий и освящаемые, все — от Единого» и что Он «не стыдится весь грешный род человеческий называть братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим» (Евр. 2, 11—12)? «И соблазнялись о Нем».
Что же Господь? Он спокоен среди насмешливых и недоброжелательных взглядов. Он знает, что сынам человеческим свойственно не ценить то, что по видимости обыкновенно и кажется хорошо знакомым. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». Пророкам должно воздавать честь, и им воздается честь. Людей Божиих, святых Его угодников должно почитать, и так обыкновенно и бывает в жизни. Но как часто соотечественники и домашние относятся с пренебрежением к этим избранникам только потому, что они их знают. Возможность близкого общения не дает им увидеть главное. Как часто судят о человеке по его прошлому, о котором имеют искаженное представление, по его родственникам и знакомым, а не потому, что он сам есть. Как часто живое слово истины остается не услышанным — не оттого что оно не так произнесено, а оттого что слушающие его заранее настроены против проповедника. Для них уже не имеет значения, что он говорит. Но те, кто ищет истину и с трепетным ожиданием внимает проповеди Церкви, думают не о том, кто говорит, а о Том, Кто говорит через него, — о Духе истины.
И Господь «не совершил там многих чудес по неверию их». Неверие — великое препятствие для принятия Божиих милостей. Потому, если то, что совершил Христос ради нас, ничего не меняет в нашей жизни, это происходит не из-за недостатка силы или благодати Христовой, а из-за недостатка нашей веры в Него.
Протоиерей Александр Шаргунов